В центре чтят заветы Святослава Федорова. Он говорил: "Главное - дело, конечный результат, интересы пациента". Интересам пациентам здесь подчинено все: от оперативных вмешательств, дающих благо - хорошее зрение, до удобства и комфорта. Логистика выстроена таким образом, что не нужно долго ждать под дверьми обследований, а сами они занимают в среднем 7-15 секунд. Все сделано так, чтобы непосредственно медицинские вмешательства занимали минимум времени и чтобы при этом у пациента была уверенность не только в высоком профессионализме медиков, но и в их отзывчивости, сострадании, доброте - словом, во всем, что помогает грамотно выстроить отношения "врач - пациент".
Из трех отделений два - рефракционные, третье - диагностическое. Оборудование - словно из дальнего будущего, о котором можно только мечтать. Достаточно отметить анализатор зрения Pentacam третьего поколения, который способен определять сразу сотни параметров глаза.
А новейшие фемтосекундные и эксимерные лазеры в сравнении с эксимерными прошлых поколений дают возможность выполнять различные операции с высочайшей точностью и гарантией безопасности. Их точность - до доли микрона! А эксимерный лазер SCHWIND AMARIS 1050 работает с применением уже 7D-технологий. Такого лазера нет нигде на Северо-Западе, да и редкая престижная заграничная клиника может им похвастаться. Новый лазер позволяет исправить не только близорукость, астигматизм, дальнозоркость, но и старческую дальнозоркость (пресбиопию). С его помощью можно лечить роговицу, получившую повреждения в результате заболеваний или травм, можно проводить пересадку роговицы. Как пояснил Алексей Титов, заведующий отделением рефракционной хирургии, только в этом году проведший почти три тысячи лазерных вмешательств, на коррекцию одной диоптрии на таком оборудовании потребуется всего 1,3 секунды.
Что касается новой операционной, то, как рассказала Ирина Панова, заместитель директора по науке, в ней будут проводить хирургические вмешательства на веках, на слезно-носовых путях. Смогут оперировать и детей с нарушением проходимости слезных путей. Еще одно направление - опухоли глаза, в том числе злокачественные. Новая операционная полностью автономна, имеет свою систему вентиляции, шлюзов и не имеет окон. Такие закрытые операционные, модифицированные по последним стандартам, - современный тренд в хирургических направлениях.
К дню рождения петербургского филиала была приурочена Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием "Лазерная интраокулярная и рефракционная хирургия", проводимая в смешанном онлайн- и офлайн-формате.
- Конференция собрала около полутора тысяч участников. Врачам-офтальмологам нужно постоянно держать руку на пульсе, быть в курсе современных достижений. Что касается филиалов НМИЦ (их десять), то мы изначально предполагали, что они будут иметь все лучшее, что только есть в мире, и мы будем предоставлять всем филиалам максимальные возможности работать на одинаковом, самом современном оборудовании, - подчеркнул Александр Чухраев, генеральный директор НМИЦ "Микрохирургия глаза".
- Важно, что петербургский филиал - это клиническая база Северо-Западного государственного медицинского университета имени И. И. Мечникова. Это позволяет связать воедино науку, обучение и практику. Кроме того, на базе филиала проходят циклы усовершенствования врачей, занятия в ординатуре. Все это позволяет обучить молодых офтальмологов самым современным технологиям, - подчеркнул Сергей Сайганов, ректор университета.
- Российская офтальмология достигла очень больших высот и уже расценивается на мировом медицинском рынке как бренд. Это как российский балет для балетоманов. Но это очень высокая планка, и мы не можем останавливаться, мы должны не переставать предоставлять пациентам все самое лучшее. До недавнего времени мы могли дать пациенту стопроцентное зрение, теперь технологии таковы, что можем дать и 110-120 процентов. Можем и достигаем таких величин, если нет дополнительной патологии глаза, - сказал Эрнест Бойко, директор петербургского филиала НМИЦ "Микрохирургия глаза".
Но в офтальмологии остались проблемы, справиться с которыми поныне крайне тяжело. Прежде всего это касается лечения глаукомы. Ведущие офтальмологи, выступающие на форумах, уверены: подходы к лечению нужно менять. Нельзя долгое время "держать" больного на каплях, необходимо переходить к более раннему хирургическому вмешательству. В многочисленных исследованиях, как рассказал Бойко, доказано: применение капель, особенно содержащих консерванты, через пять-шесть лет сопровождается декомпенсацией процесса и приводит в итоге к слепоте.
- Оперированная глаукома всегда протекает лучше неоперированной! У нас есть пациент, который обращается к нам на протяжении 29 лет. Он к нам поступил уже с тяжелой глаукомой. Мы периодически, когда в глазу зарастают пути оттока жидкости, делаем очередное вмешательство, тем самым притормаживая процесс. Да, это сложно: периодически проходить хирургическое вмешательство, но пациент видит, у него не упало катастрофически зрение, - рассказывает Эрнест Бойко.
Сейчас доступны современные оперативные методы лечения недуга, в том числе с помощью лазера и микрохирургии. Главное - не тянуть время, а все-таки сразу начать думать об операции. Иного не дано, если хотите сохранить зрение на длительное время.
- Конечно, нужно учитывать и психологию пациента. Когда доктор в поликлинике спрашивает: "Как лучше: капельки или операцию?" - многие предпочитают капли. И зря. Глаукома черное свое дело делает. И то, что она отобрала, обратно не вернется никогда. При глаукоме страдают нервные волокна, они не восстанавливаются. Операция дает больше возможностей сохранить зрение на том уровне, на котором оно есть на данный момент. Улучшить, как правило, не в состоянии, - подчеркивает Бойко. Врач обращает внимание на то, что глаукома - не обязательно только у очень возрастных. Она может возникнуть и после сорока. То есть в трудоспособном возрасте. Поэтому очень важны регулярные профилактические осмотры у офтальмолога.
В петербургском филиале постоянно внедряются новые методики. Например, замена и имплантация мультифокального хрусталика не только при катаракте, но и при совсем других заболеваниях. Например, при очень сильной дальнозоркости в молодом возрасте, когда жизненно необходимы двое очков: для близи и для дали, или при возрастной дальнозоркости - пресбиопии Это неудобно, особенно для людей, стесняющихся такого "дефекта". После операции очки становятся не нужны. Никакие.
"Возрастного ценза" на современные операции нет: они доступны практически всем. Даже столетним. И это тоже принцип Святослава Федорова: "Прекрасные глаза - каждому!"
Петербургские офтальмологи в лидерах по числу операций.
В петербургском филиале НМИЦ "Микрохирургия глаза" проведено более 1,5 миллиона консультаций. Выполнено свыше 770 тысяч микрохирургических операций, из них около 500 тысяч - петербуржцам, порядка 260 тысяч - жителям других регионов России, около 20 тысяч - иностранным гражданам из 84 стран мира.