Официальные итоги турсезона подводить еще рано, однако о его особенностях, а также о трендах и ближайших перспективах регионального рынка корреспонденту "РГ" рассказали в Алтайской региональной ассоциации туризма (АРАТ).
В целом сезон получился финансово успешным. После длительного периода ковидных ограничений появилась возможность хорошо заработать. Туристов было много.
Алтайские туроператоры отмечают резко выросший до международных стандартов уровень некоторых санаториев города-курорта Белокурихи и отелей в Горном Алтае. В нынешнем году Республика Алтай и Алтайский край вообще могут похвастать беспрецедентной инвестиционной привлекательностью. Достаточно отметить огромные горнолыжные комплексы, которые в скором времени появятся в Горном Алтае и в особой экономической зоне туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь".
В то же время проявилось много негативных тенденций.
Во-первых, культура поведения туристов, в последнее время значительно повысившаяся, снова упала. Возможно, сказались психологические последствия пандемийных запретов.
Вторая проблема связана с обострившейся конкуренцией и нецивилизованными методами передела рынка. Например, в аэропорту Горно-Алтайска наблюдались инциденты между местными и иногородними (прежде всего бийскими) пассажироперевозчиками из-за серьезной разницы цен. В ход шли методы вплоть до угроз и прокола колес. Схожая ситуация возникла на Акташе, где всегда были востребованы экскурсии на джипах.
Так, представители АРАТ утверждают, что в райцентре Улаган тормозили автобусы с номерами из других регионов и настойчиво предлагали туристам пересесть на транспорт местных автовладельцев: "Мы сами отвезем вас в долину Чулышман". В Курайской степи тоже стремятся не пускать на свою территорию "чужаков" - перевозчиков по единственной удобной дороге. Не все просто для автоперевозчиков в Кызыл-Чине (месте, которое изобилует марсианскими пейзажами) - доходило до того, что на дорогах рыли канавы: проезда нет, хотите двигаться дальше - пересаживайтесь на наш транспорт.
Третий негативный момент связан с политикой турбаз. Владельцы некоторых из них, увидев, что спрос растет и можно быстро заработать большие деньги, пошли на нарушение заранее заключенных соглашений с туроператорами. Получив более позднюю заявку, но на более выгодных условиях, они селили "дорогостоящих" гостей на забронированные места. А когда приезжали ничего не подозревавшие клиенты, разводили руками. На звонки туроператоров не отвечали. Время - вечер, близлежащие базы заняты под завязку. Форс-мажор.
С таким откровенным цинизмом с размещением столкнулись даже посол одной из стран Восточной Азии и его супруга - в самый последний момент выяснилось, что владелец базы в разгар сезона решил затеять капитальный ремонт. Благо ситуацию удалось вовремя исправить, и высокие японские гости остались довольны поездкой в Горный Алтай. По словам туроператора, организовывавшего отдых, пара показала себя идеальными туристами - скромные, вежливые, проявившие большие уважение к местным культурным традициям.
Неожиданная проблема с размещением возникла у академика РАН - известного в России ученого, приехавшего встретить свой юбилей среди красот Горного Алтая. Номер, забронированный три месяца назад и вовремя оплаченный, уступили другим туристам. Объяснив это так: "Почему вы, оплатив номер, не сообщили нам об этом?" Туроператору удалось добиться того, что юбиляра с женой по законам этики международного турбизнеса поселили на ночь в VIP-номер, который стоит в несколько раз дороже.
Неудивительно, что многим членам АРАТ снился "страшный сон туроператора" - весь сезон они ощущали себя как на вулкане.
Эксперты отмечают, что в Горном Алтае высокий спрос на экологический и приключенческий туризм, джип-туры. Но мест для уединенного, тихого отдыха остается все меньше. К тому же туристы оставляют после себя огромное количество мусора. Так, гигантская свалка образовалась недалеко от Акташа. Для переработки отходов нужно строить современный экотехнопарк.
Крупный бизнес проявляет интерес к отдаленным районам Республики Алтай, в которых предполагается создать несколько привлекательных туристических кластеров. С одной стороны, это создание дополнительных рабочих мест. С другой - могут возникнуть сложности из-за настороженной позиции местного населения, особенно коренных алтайцев. Для них многие места вроде сказочно красивых Мультинских озер являются сакральными. Кроме того, рушится образ первозданности многих природных феноменов - например, красот вокруг села Джазатор или озера Дарашколь, до которого пока можно долететь только на вертолете.
Что касается туристических мест в Алтайском крае (например, Солонешенский и Чарышский районы), то здесь надо решать проблему логистики. Хороших дорог катастрофически не хватает (так, от райцентра Солонешное до Усть-Кана в Республике Алтай, что позволило бы связать два соседних региона). Невеселая картина - с отелями и турбазами, местами общепита. На реке Ануй местные красивые виды испортили золотоискатели, с которыми не один год конфликтовали местные жители и краевые экологи. К счастью, суд принял сторону последних.
По мнению членов АРАТ, стоит отметить активную работу краевых и республиканских структур, отвечающих за туристическую отрасль. Однако туризм в двух алтайских регионах развивается столь бурно и стремительно, что необходимо участие и взаимодействие других правительственных структур. Нужны координация интересов бизнеса и общества, а также внятная и прозрачная стратегия развития.
Кстати
Отдельная тема - развитие игорной зоны "Сибирская монета", расположенной в Алтайском районе рядом с "Бирюзовой Катунью". После того как несколько лет назад здесь сменили руководство, местное казино стало привлекательным не только для россиян - до ковидных ограничений сюда активно приезжали гости из Казахстана и Китая.