16.12.2021 09:41
    Рубрика:

    Технологический контекст развития fashion индустрии станет основным

    Модернизацию отрасли определяют экологические тренды
    Главной особенностью повышения цифровой технологичности легкой промышленности становится кастомизация.
    Photoxpress
    Photoxpress

    Сегодня модернизация отрасли затрагивает всю цепочку производства, включая цифровизацию складского учета сырья и готовых изделий, цифровой раскройный комплекс и цифровые швейные системы. Это сказывается на снижении производственных затрат и зависимости от человеческого фактора, увеличении скорости производства, оптимизации складских запасов. Все это повышает привлекательность производства для инвестирования.

    На процесс цифровизации отрасли в немалой степени влияет сам креативный характер индустрии, которая выстраивается с учетом запросов потребителей и базовых трендов. Как рассказала партнер аналитического агентства "Нетнография" Татьяна Касимова, за время ковида выросли рыночная неопределенность и чувствительность покупателей к цене. Кроме того, на фоне повышения интереса к национальному продукту происходит глобальный переход от модели потребления к новой модели - владению. "Современный покупатель хочет удовлетворять потребности не просто в красоте, а в удобстве, передавать одежду далее, ответственно относится к покупкам. Одежда должна отвечать его внутренним ценностям, куда входят ЗОЖ, внимание к себе и окружающей среде. Сегодня моду определяют принципы устойчивого развития. Fast Fashion перестает быть иконой стиля. И еще одно направление, которое с каждым годом только усиливается, - это технологичность и цифровизация.

    Если раньше мы говорили о технологичности по отношению к предприятию или цифровой трансформации потребления в отношении медиапотребления - его переход в онлайн и социальные сети, то сейчас появляется понятие "фиджитал", когда стирается граница между цифровым и реальным миром и люди хотят носить эту "цифру" буквально на себе, даже в виде принта с интересной историей", - отмечает Татьяна Касимова.

    Заглянуть в будущее индустрии позволяет прогноз экспертов "Делойта", предложивших несколько сценариев развития fashion ритейла до 2030 года. Главными из них станут рост спроса на уникальный продукт с индивидуальной настройкой стиля и кроя одежды и исключительный выбор потребителя в сторону полностью индивидуальной одежды. "Если мы сейчас не трансформируем свои бизнес-процессы, то окажемся даже не позади паровоза, а вообще покинем эти рельсы. Если раньше все говорили, что цифровизация важна для отрасли и позволит компаниям развиваться, то сегодня изменения в экологическом укладе добавляют цифровизации дополнительное ускорение. У нас появляется понятие перехода на новый технологический уклад в новой экологической реальности. И при этом вопросы циркулярной экономики, вторичной переработки тоже включаются в эту реальность", - подчеркнула представитель агентства "Нетнография".

    Одежда человека должна отвечать его внутренним ценностям, куда входят здоровый образ жизни, внимание к себе и окружающей среде

    Ответы на современные вызовы для модной индустрии готовы предложить отечественные и зарубежные разработчики цифровых и информационных систем, представленных основными направлениями САПР и 3D-технологий трехмерной печати швейных изделий. Например, на рынке программных продуктов представлено большое количество систем автоматизированного проектирования одежды. Опыт использования одной из таких систем агентства "Нетнография". "Грация" в Ивановской государственной текстильной академии показывает большой интерес к возможностям новейших технологий у будущих специалистов отрасли.

    Такая система отвечает потребностям швейного производства в индивидуализации выпускаемых изделий и гибкой настройки под потребителя.

    Проектировщику достаточно отдать команды о видах расчетов и графических действиях для построения конструкции. Все команды строчка за строчкой записываются в виде алгоритма построения. По мере последовательной записи алгоритма развивается и наращивается чертеж. По однажды отработанному алгоритму система автоматически, за несколько минут вычертит лекала деталей для всех типовых фигур, выдаст таблицу контрольных измерений изделий, выполнит раскладку деталей на ткани и определит расход материала на каждое изделие.

    Такие системы работают с любыми видами швейных изделий: пальто, платья, брюки, юбки, сорочки, головные уборы, корсетные изделия и т.д. Но главное их достоинство заключается в открытости. По мере работы наращиваются технологические возможности системы и ее потенциал. А все замыслы проектировщик может реализовать самостоятельно, без участия программистов.

    В масштабах всей индустрии легпрома согласно экспертным оценкам ускорить технологический прорыв поможет создание отраслевых платформ и сервисов. Как отметил замминистра промышленности и торговли РФ Олег Бочаров: "Изменившийся спрос на одежду, спортивный, здоровый образ жизни, экологические требования к легкой промышленности заставляют нас переориентироваться уже сейчас. Главная стратегия и задача сегодня - выстраивание сквозных цепочек".

    По его словам, на сегодня отдельные подотрасли, программы, проекты и предприятия не выступают единым фронтом. "У нас должны возникать экспертные центры, чтобы выстроить приоритеты", - считает представитель ведомства. Технологической основой создания подобной площадки может выступить отраслевая площадка, объединяющая производителей, дистрибьютеров и оптовых покупателей в одном месте. Такой проект уже разворачивается при поддержке Российского союза предпринимателей текстильной и легкой промышленности. В планах - оцифровать и привести к общему стандарту каталоги продукции всех участников отрасли (от сырьевиков до фабрик с готовой продукцией) и собрать их в единый оптовый маркетплейс. Это позволит любой компании осуществить цифровую трансформацию своего бизнеса без дополнительных затрат на разработку.

    В целом, как считает эксперт по продвижению в социальных сетях Fashion Consulting Group Екатерина Дивеева, технологический контекст развития fashion индустрии становится основным. "На рынке появляются цифровые пионеры, в чью пользу происходит трансформация и передел рынка. С одной стороны, идет смена поколений компаний, - опытных крупных игроков теснят молодые гибкие конкуренты. С другой стороны, введение обязательной маркировки нацелено на сокращение серого рынка, с модного рынка уходят контрафактные нетехнологичные игроки", - констатирует она.

    Таким образом, изменения, которые будут происходить в отрасли в ближайшее время, направлены на встраивание цифровых технологий во все цепочки создания добавленной стоимости, от дизайна, производителей сырья и волокон, до ритейла и переработки. А сами технологии позволят гибко и оперативно отвечать на запросы потребителя и его вовлеченность в глобальные тренды устойчивого развития.