По моим наблюдениям, сегодня растет спрос именно на премиальные часы. Чтобы был ясен порядок цифр, скажу, что на моей мануфактуре их стоимость начинается от 12 тысяч евро. Бум продаж отмечают и зарубежные коллеги.
Причин несколько. Прошлый год сопровождался большим падением спроса и продаж во многих сегментах, в том числе и в люксовом. Теперь психологический рубеж негативных ожиданий позади. Это главный фактор, который влияет на решения о покупке. Второе - проявился отложенный спрос. В 2020-м люди отказывали себе в путешествиях и приобретении дорогих товаров. В результате у них скопились средства. Затем люди освоились в новой реальности и резко начали тратить деньги.
В прошлом году в связи с падением спроса многие производители дорогих часов снизили объемы производства. Сейчас на рынке сформировался определенный дефицит, и за счет пониженного предложения спрос на люксовые товары нарастает как снежный ком и уже намного превышает предложение.
Проблемой стало не продать товар, а выпустить его в достаточном количестве. Компании пытаются решить производственные проблемы, чтобы выйти на допандемийный уровень, а продажи идут сами собой. К примеру, у нас сейчас достаточно большая очередь из клиентов, и практически все часы продаются до презентации. Отчасти благодаря коллекционерам, отчасти потому, что часы, которые выпускаются ограниченным тиражом (150-200 штук), стали интересным национальным объектом. В аналогичной ценовой нише находится Rolex, где выпускают один миллион часов в год. Часы - инвестиционный продукт, который продается значительно дороже на вторичном рынке, чем на мануфактуре. Это связано с тем, что их нельзя купить здесь и сейчас - нужно сделать заказ, оплатить и ждать год.
Огромный спрос на товары люксового сегмента в 2021 году вызывает удивление у многих независимых производителей часов. С необходимостью увеличения производства столкнулась не только моя мануфактура - в таком же положении половина небольших швейцарских брендов.
Очередь на часы растягивается на несколько лет вперед, все производство полностью расписано на ближайшие год-два. С одной стороны, это вызывает спокойствие: не нужно думать, что будешь продавать в этот период. С другой стороны - за 18 лет моей работы такая ситуация сложилась впервые, и возникает резонный вопрос, сколько она еще может продлиться.
Быстро нарастить производство товаров люксового сегмента нельзя. Особенно в таком ультравысокотехнологичном сегменте, как часы. На рынке нет соответствующих подрядчиков, нет готовых специалистов - как в России, так и в Швейцарии. Требуется очень длительное обучение людей. Увеличение объема производства может происходить только очень медленно. А спрос растет очень быстро...
Понадобятся ли механические часы человеку будущего - вопрос открытый. Но если рассматривать более близкий горизонт, то, похоже, как минимум в течение пяти лет такой спрос на люксовые часы сохранится.