Между тем из аэропорта Элисты уже можно добраться авиатранспортом до Москвы, Санкт-Петербурга, Ростов-на-Дону, Минеральных Вод и Сочи. А в 2022 году, помимо волгоградского направления, планируется открыть и другие новые маршруты. В частности, в ноябре глава республики Бату Хасиков рассказал о планах наладить авиасообщение с Краснодаром, Астраханью, Казанью и Симферополем. При этом восемь из десяти уже действующих и готовящихся маршрутов входят в программу Федерального агентства воздушного транспорта по субсидированию региональных воздушных перевозок.
Для Калмыкии с ее огромными расстояниями и небольшой плотностью населения авиасообщение с другими регионами критически важно. Дело в том, что власти и бизнес колоритной степной республики в последние годы делают ставку на туризм, одну из наиболее перспективных отраслей местной экономики, а транспортная доступность региона долгое время оставляла желать лучшего. Например, в Москву и Санкт-Петербург жители Калмыкии добирались в основном на автобусах. Это, конечно, долго и некомфортно.
Раньше самолеты летали из Элисты только три раза в неделю и только в столицу. При этом дорогие авиабилеты были не по карману многим жителям региона. Неудобства возникали и у потенциальных туристов, которые хотели бы посетить буддистскую республику, но не могли из-за сложной логистики. Железнодорожного пассажирского сообщения тоже не было, хотя имеется железнодорожная ветка: из-за малого числа пассажиров такие маршруты оказались попросту невыгодны для РЖД.
Даже из соседнего Ростова был только один способ добраться до Элисты, автотранспорт. При этом пассажирские перевозки осуществлялись не только на рейсовых автобусах, но и на частных маршрутках. Подобная поездка занимает около шести часов. Обратно тоже приходилось возвращаться в основном на маршрутках. Когда появилось авиасообщение с аэропортом Платов, Элиста стала ближе ростовчанам. Тем более что и билет на самолет оказался по цене сопоставим с расходами на поездку в маршрутке, примерно 1000 рублей. Меняется ситуация и на других направлениях.
- Рад, что наша республика вошла в программу субсидирования региональных воздушных перевозок. Уверен, что это станет стимулом для роста экономики, развития туризма и повышения качества жизни в Калмыкии. Нам важно, чтобы жители региона могли с комфортом путешествовать по России, - отмечает Бату Хасиков.
Между тем ситуация с авиаперевозками в республике могла бы развиваться совсем по другому, негативному сценарию, поскольку элистинский аэропорт из-за больших долгов некоторое время был на грани банкротства. Но его на аукционе приобрела компания "Новапорт холдинг", владеющая сетью региональных аэропортов. Сейчас воздушная гавань степной республики оценивается как перспективный актив.
По словам генерального директора аэропортовой сети Сергея Рудакова, модернизация элистинского аэропорта и расширение маршрутной сети позволит увеличить в 2022 году пассажиропоток примерно на 30 процентов, с 98 тысяч до 130 тысяч человек. При этом планируется реконструировать международный зал и восстановить международное сообщение. В частности, рейсы в Анталию и на Кипр.
Кроме того, предполагается провести реконструкцию действующего терминала, что позволит увеличить пропускную способность в два раза. На 2024 - 2025 годы намечено строительство нового терминала. Модернизация инженерного оборудования аэродрома на четыре миллиарда рублей будет осуществляться по федеральной программе в 2025-2030 году, хотя не исключено, что она завершится раньше.
Власти республики надеются, что развитая инфраструктура поможет привлечь новые авиакомпании, а это, в свою очередь, повлияет на снижение цен на авиабилеты. Кстати, как отмечают эксперты, цены будет формировать робот, учитывающий спрос.
Впрочем, республиканские власти и бизнес намерены заняться в Калмыкии и другими видами пассажирских перевозок, в том числе и по новым направлениям. Например, железнодорожными маршрутами Элиста - Адлер - Элиста и Элиста - Анапа - Элиста. Для этого можно использовать прицепные вагоны, которые будут присоединяться к поезду в Ставрополе или на станции Кавказской.
Также в правительстве региона рассматривается вариант мультимодальных перевозок. В этом случае по единому билету сначала будет трансфер на автобусе из Элисты до железнодорожной станции в Волгограде, Зимовниках, Сальске или Волгодонске, затем поездка продолжится на поезде до пункта назначения. Кроме того, обговариваются варианты маршрутов турпоездов по Кавказу, к Черноморскому побережью и в Крым. Также все актуальнее становится идея туров выходного дня и недельных туров по железной дороге.
В апреле этого года уже был успешный опыт пуска круизного поезда - отеля на колесах, который отправился по маршруту Москва - Ростов-на-Дону - Элиста. Пассажиры-туристы побывали тогда на Фестивале тюльпанов в Калмыкии.
Между тем
Ростовский аэропорт Платов и его базовая авиакомпания поздравили ростовчанку, летевшую в Минеральные Воды. Она стала двухмиллионным пассажиром. Ростовчанке вручили сертификаты на бесплатный перелет и на обслуживание в бизнес-зале внутренних линий. Как отмечает министр транспорта Владимир Окунев, результаты авиакомпании превзошли не только показатели предыдущего 2020 года, но и доковидного 2019-го. Количество рейсов, выполненных ее самолетами из аэропорта Платов по итогам 11 месяцев текущего года, оказалось на 38 процентов больше, чем за тот же период 2020 года, и на 34 процента больше, чем за 11 месяцев 2019 года. Все это свидетельствует о высоком спросе россиян на внутренний туризм".