23.12.2021 19:57
    Поделиться

    Рафик Загрутдинов: Зарплата строителей выросла на 15-20 процентов

    Москва продолжает реализовать масштабную программу реновации жилья и строительства новых социальных объектов
    Второй год столица и весь мир продолжают борьбу с пандемией. В отличие от других отраслей городского хозяйства строительство в этом году в Москве не останавливалось ни на один день.
    Сергей Карпухин / ТАСС

    Что нового в результате появилось в городе? С какими итогами и планами встречают строители столицы 2022 год? Об этом корреспонденту "РГ" рассказал руководитель департамента строительства Москвы Рафик Загрутдинов.

    Строители не в офисах сидят

    Рафик Равилович, москвичи пережили уже четвертую волну пандемии COVID-19. Кто-то из горожан давно работает на удаленке, а кто-то уходит на домашний режим во время пика подъема заболеваемости. И только строители как строили дома, больницы, метро, дороги, так и строят, как будто никакой инфекции вокруг нет. Как это удается?

    Рафик Загрутдинов: Но строители же не в офисах, не в замкнутом пространстве сидят, где раздолье инфекциям. Мы работаем на свежем воздухе. Плюс физический труд. Это закаляет, в таких условиях люди всегда меньше болеют. Ну а если серьезно, то с первых дней пандемии строго соблюдаем все правила, рекомендованные санитарными службами. Обеспечили всех работников необходимыми средствами защиты, ежедневно ведем мониторинг их самочувствия, перед выходом на стройплощадку измеряем температуру.

    На площадке строительства Национального космического центра я видела даже шлагбаум, который не поднимается, если в автобусе у кого-то из приехавших утром на смену повышенная температура...

    Рафик Загрутдинов: Это работают СКУДы - система управления доступом. У нас на многих стройках есть такое оборудование, с помощью которого у рабочих температура тела измеряется дистанционно. Если она повышена, пропуск на стройплощадку не срабатывает. Понимаете, для нас сейчас как никогда важно беречь людей. Да и им самим проще соблюдать все нормы, чтобы не заразиться. На стройку же идут зарабатывать, чтобы семью кормить. Благодаря такому отношению с обеих сторон - работодателей и работников - у нас больших вспышек заболеваемости за все это время ни разу не было. Даже когда строили больницу в Вороновском.

    А с вакцинацией как? Многие привились?

    Рафик Загрутдинов: Привитых и переболевших больше 70 процентов.

    Еще одна серьезная проблема, с которой строительная отрасль столкнулась в этом году, - подорожание материалов. Как вы решаете ее? Как известно, деньги бюджет Москвы на строительство отпускает по адресно-инвестиционной программе на три года вперед. Цена ее более двух триллионов рублей. И вдруг - резкий скачок цен. Что делать? Правительство Москвы выделило дополнительные деньги или вы стали покупать более дешевые материалы?

    Рафик Загрутдинов: Инфляция бывает на все, но, к сожалению, на строительные материалы в этом году она оказалась выше. Мониторинг за ценами ведем еженедельно. Если на бирже металл подорожал, то, скажем, арматуру, которая стала стоить 80 тысяч рублей за тонну, наш подрядчик за 50 тысяч никак не купит. Когда случился резкий скачок цен, доложили об этом мэру. Мэр принял решение проиндексировать контракты в соответствии с новыми ценами на стройматериалы. Основные работы в этом направлении выполним до конца года, а полностью завершим до апреля 2022 года. Тогда и скажем точно, на сколько подорожало все строительство. Пока же очевидно, что дорожные эстакады, например, в которых доля металла больше, подорожали больше, а жилье поменьше.

    Мэр принял решение проиндексировать контракты в соответствии с новыми ценами на стройматериалы. Основные работы в этом направлении выполним до конца года, а полностью завершим до апреля 2022 года

    Но как только было принято решение, собрали всех подрядчиков и сказали: не останавливайтесь, контракты пересчитаем, дополнительно профинансируем. Дело в том, что стройки ни в коем случае нельзя останавливать, иначе будет долгострой. А чем дольше строим, тем дороже обходится любой объект. В целом же, думаю, что и в этом году, как обычно, освоим в рамках строительства по городскому заказу 700 миллиардов рублей.

    Вы уже упомянули, что строительство испытывает дефицит кадров. В этом году он стал еще острее, так как коронавирус закрыл границы в Москву для большинства мигрантов из стран СНГ. Но если год назад москвичи переживали по этому поводу, то в этом году городские власти заявили о своей решимости вообще обходиться в своей работе без привлечения мигрантов. Насколько это реально, по-вашему?

    Рафик Загрутдинов: Мы работаем над этим, и думаю, что в ближайшие два года сможем серьезно продвинуться в решении этой проблемы. Переход к приоритетному привлечению более квалифицированных российских рабочих будет поэтапным и плавным. На стройках нашего департамента мигрантов примерно 35-40 процентов. На сооружении дорог и подземки работают в основном россияне из других регионов страны - метростроители, мостостроители, дорожные инженеры и рабочие. Мигранты заняты большей частью на площадках по реновации.

    Чтобы сократить их количество, повышаем производительность труда. Например, путем использования в строительстве домов укрупненных элементов, изготовленных в заводских условиях, - санкабин, стояков, наружных навесных панелей и других, чтобы на строительной площадке меньше тратилось времени на их сборку. Сейчас, скажем, сначала наружные стены возводят, потом их утепляют, отделывают фасад, а можно взять и краном установить уже готовый фасад. Трудоемкость сразу резко уменьшится, а значит, и людей потребуется меньше.

    Рафик Загрутдинов: Нужно четкое управление строительными процессами на каждой площадке. Фото: Сергей Михеев

    Кроме того, нужно четкое управление строительными процессами на каждой площадке. Для этих целей создали образовательную программу, по которой ежегодно проходят обучение 500 пятикурсников строительных вузов, в прикладном режиме рассказываем и показываем им, какие цифровые инженеры нам нужны сегодня. Усилий потребует и подъем уровня образования выпускников среднего звена.

    Заммэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев говорит о том, что и зарплату строителям надо поднимать...

    Рафик Загрутдинов: Полностью согласен с ним. Рынок оплату труда уже регулирует - она в последние годы на 15-20 процентов выросла.

    Десять лет назад зарплаты московских строителей начинались от 30 тысяч рублей. А сейчас?

    Рафик Загрутдинов: Сейчас от 55-60 тысяч.

    Миллион "квадратов" в год

    Уходящий 2021 год в жилищном строительстве будет в Москве рекордным. Уже за 11 месяцев введено в строй 6,5 миллиона квадратных метров домов, что на 30 процентов больше, чем в 1965 году, когда сдали пять миллионов квадратов. Какая в этом количестве доля жилья для москвичей, которое строится на бюджетные деньги?

    Рафик Загрутдинов: В Москве в этом году действительно произошел строительный бум. Вызван он тем, что, с одной стороны, москвичи получили в пользование льготную ипотеку, а с другой - все шире разворачивается реализация программы реновации. В общей сложности за счет средств городского бюджета построено более миллиона квадратных метров.

    Расскажите, пожалуйста, подробнее, как продвигается эта программа.

    Рафик Загрутдинов: С начала года введено 77 домов жилой площадью более миллиона квадратных метров на 18 тысяч квартир. Больше всего таких новостроек (14) появилось в Юго-Восточном округе, активно шло строительство также в Северном, Восточном и Юго-Западном округах, где москвичам передано по 10 домов. До Нового года планируем ввести в строй еще шесть домов.

    Как в целом можно оценить темпы выполнения программы реновации, рассчитанной, как известно, на 15 лет? Планировалось, что за это время - до 2032 года - новоселье должны справить более миллиона москвичей.

    Рафик Загрутдинов: За первые три года - с момента запуска программы в 2017 году - мы построили для ее участников более 2 миллионов квадратных метров. Но старт всегда сложный. В 2021-м мы впервые вышли на строительство уже миллиона "квадратов" в год. Не меньше этого количества планируем строить ежегодно и впредь. Получается, что идем даже с опережением графика. Всего с начала программы уже переселены более 47 тысяч жителей, а в этом году ключи от новых квартир получили практически 22 тысячи человек.

    Все шире разворачивается реализация программы реновации. За счет средств городского бюджета построено более миллиона квадратных метров

    Когда обсуждалась программа реновации, москвичам обещали не просто новые дома, но качественно другую, более комфортную среду. С парками, школами, спорткомплексами в шаговой доступности. Это выполняется?

    Рафик Загрутдинов: Объекты социалки обязательно будут строиться, но в основном когда начнутся вторая и третья волны переселения в новые дома. Сейчас для строительства жилых домов используем лишь стартовые площадки, переселяя в одну новостройку жителей примерно трех домов под снос. За счет освободившихся территорий появится место и для школ, садиков, поликлиник и других нужных объектов. Бюджетом все это предусмотрено. В данный момент коллеги из других департаментов просчитывают, где и в каком количестве дополнительно в микрорайонах реновации потребуются объекты социальной инфраструктуры.

    Очень масштабная в столице разработана и программа модернизации здравоохранения. Город построил крупнейшую в стране больницу в Коммунарке, которая первой в России встретила коронавирусную инфекцию. А потом, когда уже началась пандемия, за 37 дней построили и медицинский центр в Вороновском. Что еще интересного в ближайшие годы получат москвичи для развития медицины будущего?

    Рафик Загрутдинов: До 2024 года в столице появится более 30 новых объектов здравоохранения. Среди них, например, 23 поликлиники по новому стандарту, 15 больничных корпусов, три подстанции скорой помощи. Кроме того, в планах на эти годы завершение строительства и восьми объектов на территории Московского медицинского кластера "Сколково". Самый первый из них, терапевтический корпус для израильской клиники "Хадасса", уже построен в этом году.

    За счет освободившихся территорий появится место для новых школ, садиков, поликлиник. Фото: Александр Корольков

    А что из намеченного еще введено в этом году и будет сдано в эксплуатацию в 2022 году?

    Рафик Загрутдинов: В 2021 году мы построили шесть объектов. В частности, для больницы в Коммунарке возвели детский инфекционный комплекс, а до конца года достроим там же роддом и амбулаторный корпус. Жителей Нагатинского Затона порадовали открытием детско-взрослой поликлиники. Сдали в эксплуатацию две подстанции скорой помощи. До Нового года предстоит сдать медицинский корпус для городской клинической больницы имени Ерамишанцева. Планы на 2022 год еще более обширные: завершение строительства 25 медицинских учреждений, среди которых 16 поликлиник, 7 больничных корпусов, а также многофункционального центра в ММК "Сколково".

    Куда ведут новые дороги

    Рафик Равилович, давайте подведем итоги еще на одном очень важном для столицы направлении - дорожном строительстве. Строительство хорд близится к концу?

    Рафик Загрутдинов: Северо-Западная хорда уже построена, в 2022 году планируется запустить ключевые участки Юго-Восточной хорды и Южной рокады. Полностью завершить сооружение всех трех хорд и рокады планируется в 2023 году.

    В этом году больше всех продвинулось строительство Северо-Восточной хорды?

    Рафик Загрутдинов: Действительно, из 11 участков, на которые разделена эта трасса, девять уже введены. Досрочно завершено строительство двух транспортных развязок - на пересечении с проспектом Мира и с Северо-Западной хордой, а так же двух боковых проездов вдоль основного хода хорды на участке от Березовой аллеи до Сигнального проезда. Всю Северо-Восточную хорду в районе МКАД запланировано закончить в 2022 году. Оставшиеся два участка в районе Некрасовки - от улицы Лухмановская до Зенинского шоссе и магистрали с мостом через реку Пехорка для соединения Северо-Восточной хорды с автомобильной дорогой Москва - Нижний Новгород - Казань планируем построить в 2023 году. Раньше его там просто нет смысла делать, так как федеральная трасса подойдет туда также к этому времени. Общая готовность СВХ сейчас - 82 процента.

    Северо-Восточной хордой москвичи уже пользуются, и всех радует, что за несколько минут по дороге из области можно пролететь километров 20 без единого светофора, а не сидеть, как раньше, на Дмитровке в пробках. Но проблема в том, что, когда доезжаешь до Дмитровского шоссе при въезде в Москву, в пробку все-таки упираешься...

    Рафик Загрутдинов: Это происходит потому, что часть дороги там еще недостроена. Вот когда построим через Дмитровку в будущем году 2,5-километровую эстакаду, можно будет за 20 минут долететь до востока города.

    С начала программы реновации в новые квартиры переселены более 47 тысяч жителей столицы

    А Юго-Восточная хорда в каком состоянии? Ее начали строить позже всех...

    Рафик Загрутдинов: Напомню, она пройдет от Варшавского шоссе до шоссе Энтузиастов, соединив между собой Третье транспортное кольцо, Рязанский и Волгоградский проспекты, улицы Подольских Курсантов, Липецкую и Дорожную, Симферопольское и Варшавское шоссе, а также магистраль Солнцево - Бутово- Варшавское шоссе. Девять из десяти участков уже в строительстве, один - в проектировании. В 2021 году открылось движение по путепроводу через железнодорожные пути МЦД-2 на участке от Рязанского проспекта до ТТК. Общая готовность на данный момент оценивается в 42 процента. Ряд участков будет введен и в новом, 2022 году.

    Не могу не спросить о МКАД. На Кольцевой, как известно, реконструировано 18 транспортных развязок, а в пробках все равно еще можно застрять...

    Рафик Загрутдинов: И там работы продолжаются. Устаревшие развязки клеверного типа заменяются на более безопасные направленные съезды на пересечениях с Алтуфьевским и Осташковским шоссе, улицах Липецкой и Верхние Поля. Все они должны быть обновлены в 2023 году. Пропускная способность каждой развязки после реконструкции увеличивается до 30 процентов. Главный результат - это то, что Кольцевая магистраль за последние годы все больше возвращается к прежней своей функции - снова становится городской, московской дорогой. Транзит же уходит на ЦКАД.

    Пропускная способность каждой развязки после реконструкции увеличивается до 30 процентов. Фото: Сергей Михеев

    Мэр Москвы Сергей Собянин поставил задачу в 2023 году завершить формирование нового транспортного каркаса Москвы...

    Рафик Загрутдинов: Над этим мы и работаем. Но я поясню: транспортный каркас - это и вылетные магистрали, которые мы реконструировали в Москве первым делом, и хорды, которые строим. Это не только дороги, но еще и метро, и пригородные железнодорожные линии. Недаром, говоря о роли Московского центрального кольца и Большой кольцевой линии метро, мэр нарисовал их в виде двух сердец новой транспортной системы Москвы. То есть важен именно комплексный подход, в основе которого лежит приоритет общественного транспорта.

    Когда хорды будут построены, чем дальше займутся дорожные строители?

    Рафик Загрутдинов: Сейчас идет работа над планом развития улично-дорожной сети до 2030 года. Из наиболее перспективных объектов могу назвать магистраль Солнцево - Бутово- Варшавское шоссе, дублер улицы Люблинской от района Печатники до Братеева, строительство мостов через Москву-реку и путепроводов через железнодорожные пути. Ну и массу внутриквартальных проездов, конечно. Напомню: в 2011 году, когда мы только начали масштабно заниматься дорожным строительством, дороги в Москве занимали всего восемь процентов площади города. Сейчас удалось поднять эту цифру до 13 процентов. Результат неплохой. Но в других-то мегаполисах мира улично-дорожная сеть занимает до 25-30 процентов их площадей.

    Но Москва-то уже сложившийся город, где же прокладывать дороги? От архитекторов нередко можно услышать: не дома же сносить!

    Рафик Загрутдинов: И тем не менее сносим и дома, которые отжили свое, пришла реновация и в промышленные зоны. Для развития города появляются все новые и новые кварталы и крупные территории. То есть нужны внутриквартальные связки. Или вот МЦД-1 и 2 поехали, на очереди МЦД-3, 4, 5... По всем путям поезда пойдут каждые пять минут! А пешеходам ходить надо? Пассажирам подходы и подъезды нужны? Значит, и эстакады, и пешеходные переходы нам еще строить и строить!

    Поделиться