Сергей Николаевич, кто и зачем проводит в центре испытания?
Сергей Безпальчук: К нам приходят с разными целями. Студенты и магистранты СПбГАСУ на основе проведенных испытаний пишут выпускные квалификационные работы. Также у нас проводятся научные эксперименты. Молодые ученые, исследователи, работающие в СПбГАСУ, могут посредством испытаний подтвердить или опровергнуть свои гипотезы. Сотрудничаем мы и с коммерческими предприятиями.
Перед тем как вывести на рынок инновационные строительные смеси или другие материалы, производители проверяют их соответствие желаемым характеристикам. Если результат не устраивает, производитель что-то меняет в рецепте, снова проводит испытания. И так до тех пор, пока не достигнет нужного результата. Затем компания получает сертификат и выводит товар на рынок. В таких случаях мы выступаем как независимая экспертная лаборатория. У нас есть соответствующая аккредитация, нашим экспериментам доверяют.
Также мы сотрудничаем со строительными компаниями. Они проверяют у нас образцы закупленных стройматериалов.
Бывает, что стройматериалы не соответствуют заявленным свойствам?
Сергей Безпальчук: Такое случается регулярно. Поэтому строительные компании и заказывают проверки.
Как проходят испытания?
Сергей Безпальчук: Мы используем метод разрушения. Например, в ГОСТе указано, что балка должна выдержать нагрузку в определенное количество тонн. Мы ставим ее под пресс и проверяем, сколько она выдерживает на самом деле. Чтобы проверить дюбеля, их сгибают, растягивают. По сути, это тоже разрушение, хотя принцип немного другой.
Проверяем все, что используется в строительстве: балки, плиты, кирпич, окна, арматуру.
Ученые СПбГАСУ ведут большую исследовательскую работу, касающуюся "поведения" строительных материалов в арктических широтах. Вы им помогаете?
Сергей Безпальчук: Да, у нас проводятся испытания материалов в климатических камерах. Оборудование позволяет испытывать образцы при температуре до минус 160 градусов. Мы на такой минимум не ставим, задаем реальные параметры для арктических широт. Это непростые системы. Климатическая камера работает по принципу изменения температур и влажности. Имитируются условия смены времен года, можно вычислить, сколько лет в тех или иных условиях строительные конструкции смогут сохранять свои характеристики.
Как в машине времени?
Сергей Безпальчук: В некотором роде. За недели или месяцы в климатической камере можно проверить, в какое состояние придет балка или свая за год, за десять лет. У нас много интересного оборудования. Например, есть техника, которая имитирует ветровую нагрузку.
Звучит фантастично!
Сергей Безпальчук: Испытания в строительной отрасли проводятся давно. Наша лаборатория была открыта в 1900 году, это указано в мемориальной табличке на входе. Конечно, сто лет назад оборудование было совсем другим, но цели остались те же самые: проверить строительные материалы, убедиться в их качестве. Дело это очень ответственное. Наша сфера зарегламентирована, все испытания на сто процентов соответствуют ГОСТам.
Есть мнение, что сотни лет назад, когда не было никаких ГОСТов, материалы были настолько качественные, что здания в прямом смысле строились на века.
Сергей Безпальчук: К нам часто привозят образцы материалов архитектурных памятников для определения состава. Просят узнать, из какого металла сделан тот или иной элемент, или дать характеристику бетонов, которые использовались в заливке. Я не могу сказать, что дореволюционные материалы какие-то особенные. Почему памятники не разрушаются? Секрет в запасе прочности. Сотни лет назад у строительной науки не было таких возможностей, как сейчас, поэтому инженеры прошлого перестраховывались: если конструкция должна была выдержать нагрузку в тонну, то ее строили с запасом прочности в три-пять тонн. Это делало строительство более дорогим и трудоемким, но помогло памятникам старины сохраниться до нашего времени.