По оценкам экспертов, международные путешествия постепенно набирают обороты. Какие необходимы меры, чтобы поддержать участников авиаиндустрии в восстановлении прежних показателей, чтобы, оставляя воздушные границы открытыми, сделать авиаперевозки более безопасными и комфортными?
"В 2021 году отрасль воздушного транспорта была вынуждена адаптировать почти всю операционную деятельность для соблюдения быстро меняющихся правил и требований к перелетам - от проверки состояния здоровья пассажиров до изменений пограничного контроля на основе очагов распространения вируса и появления новых штаммов COVID-19, таких, как "омикрон", - говорит Себастьен Фабр, генеральный директор SITA FOR AIRCRAFT. - Все это окажет прямое влияние на развитие авиаотрасли в 2022 году, в том числе за счет повышенного внимания к безопасности перелетов и большей автоматизации пассажирских перевозок. Кроме того, мы считаем, что относительно быстрое восстановление внутренних перелетов станет стимулом для локальных авиакомпаний и внутренних аэропортов к изменениям и адаптации".
По мнению специалистов IT-провайдера в сфере воздушного транспорта SITA, прежде всего необходимо избегать возникновения очередей в аэропортах. Почему? По мере того как возобновляются авиаперевозки, возрастает риск скопления людей в аэропортах. Введение новых требований к пересечению границ приводит к увеличению числа проверок, задержанию рейсов, а также к изменению пропускной способности воздушных гаваней. По этой причине необходима автоматизация систем обслуживания. И в частности, предполетных процедур. Это, пожалуй, единственный способ справиться с кризисом в сфере авиаперевозок.
Аналитики убеждены: авиакомпаниям, аэропортам и правительствам стоит ускорить внедрение цифровых технологий обслуживания путешественников. Получение разрешения на поездку должно быть простым и автоматизированным, что позволит заинтересованным сторонам эффективно взаимодействовать и применять стандартные подходы к развитию отрасли. Только так можно повысить показатели мирового рынка авиаперевозок без риска для безопасности пассажиров.
На повестке дня прежде всего остается решение проблем, связанных с колебаниями в сфере авиапутешествий из-за санитарно-эпидемиологических требований - проверка данных о здоровье человека выполняется сотрудниками аэропорта вручную. Необходимо внедрение цифровой обработки информации о пассажирах и упрощение регистрации на рейс за счет быстрой проверки на наличие медицинских сертификатов. Для реализации таких инициатив не обойтись без автоматизации всех процессов, выдачи цифровых пропусков и систем сертификации. На это направлена Цифровая декларация о путешествиях SITA.
Убедиться в пользе цифровых решений IT-провайдеру в сфере воздушного транспорта удалось в одной из стран Азиатско-Тихоокеанского региона: его мобильное приложение предлагает пассажирам быстро предоставлять документы, включая медицинские справки, и получать электронное разрешение правительства на поездку. Данный подход делает путешествия более комфортными, снижает риск допуска на борт заболевших пассажиров, а также предотвращает скопление людей в пунктах регистрации. Это служит ключевым условием для гарантии безопасного и "бесшовного" путешествия и успешной адаптации к новым требованиям в сфере авиаперелетов.
SITA предлагает и другие примеры автоматизации и упрощения предполетных процедур, сотрудничая с более чем 70 правительствами по всему миру. Технологии компании включают в себя систему заблаговременной обработки данных о пассажирах Advance Passenger Processing, что помогает принять решение в отношении туриста еще до его прибытия в терминал. Пассажир приезжает в аэропорт только после одобрения поездки, что сводит к минимуму появление очередей и другие нежелательные процессы.
В основе идеи "цифрового путешествия" лежат биометрические технологии самообслуживания, управление цифровой идентичностью, а также использование мобильных телефонов - будь то в аэропорту или за его пределами. Таким образом, цифровой пассажирский опыт основан на принципе "Ваше лицо - ваш посадочный талон" и "Ваш мобильный телефон - пульт дистанционного управления вашим путешествием".
Перед отправлением путешественники регистрируют свои биометрические данные и вносят информацию о поездке с мобильного телефона, а после быстро и бесконтактно проходят остальные процедуры. Именно такой способ наиболее эффективен в борьбе с образованием очередей.
В рамках еще одной инициативы SITA изучает способы использования цифровой идентификации во время предполетных процедур в нескольких авиакомпаниях и аэропортах. Технология может быть применена для совершения целого ряда транзакций в воздушной гавани и за ее пределами. Решение предлагает пассажирам удобный способ подтверждения своей личности и заменяет привычную проверку бумажных документов, таких как паспорт или водительское удостоверение.
Специалисты IT-провайдера подчеркивают весомую роль мобильных устройств в цифровой трансформации путешествий. Уже сегодня облачные платформы меняют привычное представление о поездках, а кроме этого, в разработке находятся инновационные приложения для прохождения предполетных процедур с помощью мобильных устройств на каждом этапе путешествия. Так, аэропорты и авиакомпании постепенно смогут отказаться от прежних способов обслуживания пассажиров, подразумевающих обращение на стойки регистрации или использование киосков. Это позволит не только быстро обрабатывать данные о путешественниках, но и грамотно распределять ресурсы как в аэропорту, так и за его пределами.
Это лишь несколько примеров, показывающих, как авиаиндустрия претерпевает изменения под влиянием цифровой трансформации. Цифровизация - это огромный шаг вперед на пути к безупречной работе авиакомпаний, аэропортов, а также к повышению уровня безопасности и комфорта для пассажиров. Именно цифровые инновации определяют вектор развития авиаотрасли, как минимум, на следующее десятилетие.