24.12.2021 08:05
    Поделиться

    Полемика президента РФ и режиссера Сокурова опубликована на сайте "РГ"

    Владимир Путин: Не превращать страну в Московию, как "хотят в НАТО"
    Президент провел заседание Совета по правам человека, которое вызвало широкое обсуждение в обществе. Особо остро во время видеоконференции прозвучала полемика с режиссером Александром Сокуровым, который предложил "отпустить всех", кто больше не хочет продолжать жить в составе России.

    "Давайте посмотрим, что происходит с российской государственностью, с нашей конструкцией государства, - сказал Сокуров в конце своего 15-минутного выступления. - Давайте отпустим всех, кто более не хочет жить с нами в одном государстве. Пожелаем удачи всем... падишахам, я не знаю, всем, кто хотел бы начинать жить своей жизнью. А нашей армии пожелаем крепости и сил".

    Путин в ответ назвал слова Сокурова "набором проблем и страхов" и попросил его думать, прежде чем выступать публично.

    Вот что дословно говорил Владимир Путин, которого периодически прерывал Александр Сокуров.

    В. Путин: ...У вас не выступление, а манифест - набор проблем и набор страхов, которые есть у какой-то части наших граждан, всегда так бывает. Какие-то из них, может быть, относятся к вещам, лежащим на поверхности, и гипертрофированы, какие-то выбраны очень странным образом и для меня совершенно непонятны.

    Например, вы сказали о том, что все республики носят национальный характер теперь. А разве раньше было иначе? Разве при Советском Союзе было по-другому? Только теперь у нас нет права выхода из единого государства, а там было право выхода без всяких ограничений.

    В конце вы сказали о том, что давайте отпустим всех, кто с нами не хочет жить. Откуда вы знаете, кто с нами хочет жить, а кто не хочет?

    А. Сокуров: Давайте проверим.

    В. Путин: Проверяли, в том числе и в ходе голосования по Конституции. Посмотрите, как люди голосуют. Можно как угодно сейчас на этот счет дискутировать и сколько угодно долго. Но я вас уверяю, что подавляющее большинство людей понимают, с чем они столкнутся, если они будут действовать по-другому. И чеченский народ, кстати говоря, знает это лучше, чем кто-либо другой на Кавказе.

    Вы говорите о многообразии, привели в пример Дагестан. Пример, кстати, очень хороший. Дагестан - это многонациональная республика. Что предлагается - разделить весь Дагестан? Или Карачаево-Черкесия. Разделить карачаевцев и черкесов? Там много вопросов, я знаю их очень хорошо. У нас две тысячи территориальных претензий по стране. Дорогой Александр Николаевич, вы хотите повторения Югославии на нашей территории?

    Дорогой Александр Николаевич, вы хотите повторения Югославии на нашей территории?

    А. Сокуров: Нет, я хочу предложить думать. Нашей Конституции 100 лет, нашему строительству 100 лет.

    В. Путин: Александр Николаевич, у нас с вами же сейчас не дискуссия, у нас обмен мнениями. А то мы сейчас превратимся в какое-нибудь ток-шоу и будем друг друга перебивать не переставая.

    Я вас знаю очень давно, отношусь к вам с большим уважением, потому что вы говорите всегда искренне. Но, прямо скажем, далеко не всегда точно. И некоторые вещи следовало бы как следует сначала рассмотреть и подумать. Например, отношения среди вайнахов. Я прошу вас относиться к этому очень серьезно.

    Да, повторяю еще раз, две тысячи разных претензий на территории России. Не буди лиха, как у нас говорят. К этому очень серьезно нужно относиться. И поверхностно вот так, на всю страну об этом говорить непозволительно даже вам. Уверяю вас, это опасные игрушки, мы это проходили. И как я говорил на прошлой нашей дискуссии, люди в нашем с вами возрасте на войну не пойдут.

    Что касается нашей армии, не беспокойтесь за нашу армию - с ней всё в порядке, она развивается. И в такой сложной организации, которая насчитывает почти что миллион человек, не может не быть проблем. Но если посмотреть на нашу армию середины 90-х и сегодняшнюю армию, достаточно почитать только характеристики нашей армии со стороны тех, кто объявляет нас противником, чтобы понять, какую дорогу развития прошла наша армия, где она находится сейчас и на что нам рассчитывать в ближайшее время.

    Потом такие вещи, как кто находится у нас на довольствии. Можно как угодно относиться к Белоруссии, к белорусам, к руководству Белоруссии, но говорить, что она находится у нас на довольствии, некорректно, Александр Николаевич, непозволительно это делать публично. Это неуважение к целому народу и к целой стране, которая у нас находится в составе Союзного государства. Это тонкий, длительный процесс, который требует исключительной компетентности и терпения, уважения к партнеру. По-другому мы ничего не добьемся. А добиваться мы можем только одного - взаимопонимания и выстраивания таких отношений на взаимовыгодной основе, которые привели бы нас к повышению нашей общей конкурентоспособности и к решению проблем, которые стоят перед нашими народами. Поэтому здесь очень аккуратно нужно к этому относиться.

    Так же и к тому, что мы должны поддерживать Кавказ. Кавказ - это часть Российской Федерации. Есть другой способ, о котором люди крайних взглядов, у нас тоже такие есть, к сожалению, говорят: давайте мы всё распустим, будем жить так, как мы хотим. А мы и живем так, как мы хотим. "Мы распустим тех, кто с нами не хочет". Повторяю еще раз: а почему вы решили, что подавляющее большинство людей в республиках не хочет? Наверное, там есть такие. И кровавый период середины 90-х - начала 2000-х нам показал, к чему это может привести. Но разве вы этого хотите? Мы этого не хотим.

    Поэтому распускать людей с подобными взглядами - это очень опасная штуковина. Она может очень плохо закончиться. И здесь мы многое сделали, для того чтобы уйти от этой опасной черты. Не надо толкать нас назад. Не нужно!

    Что касается того, что мы кормим кого-то или не кормим, распустить, не распустить... Разве русский народ, об интересах которого вы сейчас сказали, разве он заинтересован в разложении и в распаде Российской Федерации? Разве это будет тогда Россия, которая создавалась как многонациональная и как многоконфессиональная страна? Вы хотите нас превратить в Московию? Ну в НАТО это хотят сделать.

    А. Сокуров: Я хочу предложить подумать о том, что происходит в стране и как она построена. Я предлагаю думать, Владимир Владимирович.

    В. Путин: Александр Николаевич, а кто же против того, чтобы думать? Так перед тем, как это сказать, надо было хорошо подумать. Приходите ко мне, мы с вами давно не виделись, вы знаете, как я отношусь к нашим встречам и дискуссиям, я с удовольствием с вами подискутирую.

    Но прежде чем говорить такие вещи публично, надо хорошо подумать. Вы не сердитесь на меня, пожалуйста, но это очень серьезные вещи.

    А. Сокуров: Лучше сказать прямо.

    В. Путин: Нет, некоторые вещи лучше сказать прямо, а о некоторых вещах лучше помолчать. Некоторые вещи очень беспокоят. Позвоните, приходите, обсудим. Вопросов нет, пожалуйста. Просто это очень тонкие вещи, очень тонкие и чувствительные. Можно легко обидеть, кого-то оскорбить.

    А. Сокуров: Согласен.

    Поделиться