И вот под исполняемую военным оркестром мелодию "Журавлей" и троекратный ружейный залп Алексей Алянчиков с почестями был захоронен рядом с сыном.
История возвращения домой погибшего на войне красноармейца Алянчикова достойна того, чтобы по ней снять фильм. Или написать книгу. Трагичная, щемящая до слез, немного мистическая судьба человека, который даже из небытия смог дотянуться до своих потомков - разбросанных лихими ветрами Великой Отечественной по всей стране, затерянных и ничего не знающих друг о друге.
Дотянуться - и объединить их.
…Весной этого года в деревне Вдицко Новгородской области прошла масштабная поисковая экспедиция "Забытые герои", посвященная подвигу 2-й Ударной армии. Именно отсюда ее бойцы рвались к городу Любани, чтобы снять блокаду Ленинграда. Немецкий фронт они прорвали, но армия почти полностью погибла в окружении.
Экспедицию по поиску павших советских солдат организовал Военно-исторический центр Северо-Западного округа при поддержке Российского военно-исторического общества и Министерства обороны РФ. В ней принимали участие сводные поисковые отряды из Тюменской, Новгородской областей, Москвы и Ярославля, а также 90-й отдельный специальный поисковый батальон Минобороны. Всего на раскопках работало более 100 человек.
За три недели поисковики подняли и подготовили к погребению останки 321 бойца и командира Красной Армии, а также 34 мирных жителей, в том числе - троих детей. Удалось обнаружить 32 смертных медальона, но время, увы, оказалось безжалостным к маленьким бумажным запискам в эбонитовых футлярах - прочитать удалось лишь 17 из них. В том числе и данные по красноармейцу Алексею Андреевичу Алянчикову, 1905 года рождения, призванному в 1941 году на фронт РВК Емельяновского района Красноярского края.
- Для нас случившееся - огромная удача. По статистике из сотни найденных солдат порой случается опознать лишь одного, и то не всегда, - рассказал "РГ" первый заместитель руководителя Военно-исторического центра Северо-Западного округа Сергей Мачинский. Именно он возглавлял ту весеннюю экспедицию. - Вдобавок с каждым годом сложнее определять места раскопок: очевидцев, помнивших те события, практически не осталось, а военные архивы зачастую не точны. Но у нас все сложилось, и это победа! Что до Алексея Алянчикова, то, судя по всему, он был ранен и находился в госпитале, где и погиб в апреле 1942-го при бомбежке деревни. Рядом с ним мы нашли ребенка, убитого осколком. Конечно, прочитав медальон, тут же дали знать властям Емельяновского района: "Найден ваш земляк!"
- Эта новость вызвала настоящий шквал эмоций! Конечно, первым делом мы стали искать родных павшего героя, по крупицам собирать информацию о нем. Шутка ли - найден солдат, 79 лет числившийся пропавшим без вести! - говорит главный специалист администрации Емельяновского района Ирина Белова. Кстати, во многом благодаря именно настойчивости и неравнодушию Ирины эта история получила счастливый финал.
По словам Беловой, некоторые факты удалось обнаружить быстро. Выяснилось, что Алексей Алянчиков, как его отец и старший брат Николай, до войны работал на стекольном заводе в поселке Памяти 13 Борцов Емельяновского района. Кроме брата, у Алексея было две сестры - Александра и Прасковья. А сам он вместе с женой воспитывал сыновей Бориса и Геннадия. Последний трагически погиб в 25 лет, а Борис, получив медицинское образование, долгое время работал в столице соседней Хакасии - Абакане. Его сын Евгений служил в ракетных войсках, а выйдя на пенсию, переехал в Красноярск. После того как в местных соцсетях бросили клич: "Родные Алексея Алянчикова, отзовитесь!", он сразу же вышел на связь, а узнав, что после стольких лет забвения найден его дед, был просто ошеломлен…
- Конечно, нам хотелось бы собрать на церемонии перезахоронения вместе всех родственников, но из-за войны связи оказались утрачены. Где искать? Но они нашлись сами, совершенно случайно, - вспоминает Ирина Белова. - Все решил один неожиданный звонок, который иначе как подарком судьбы не назовешь.
Позвонившая Ирине женщина представилась наследственным генеалогом, то есть составителем родословных. Оказалось, она уже несколько лет по просьбе своей подруги разыскивает родственников ее отца. А тот - не кто иной, как сын одной из сестер Алянчиковых, Прасковьи. Олег Александрович живет в Новосибирске и до недавнего времени даже не знал, что в Красноярске у него есть родная кровь.
- Моя подруга хотела составить родословное древо, но о других ветвях семьи Алянчиковых ничего не знала, - рассказала "РГ" генеалог Полина Волкова-Линдберг. - Мы выяснили, что ее предки, мастера-стеклодувы, в начале ХХ века переехали из Оренбургской области в Красноярский край, где работали на стекольном заводе. А дальше с поисками не сложилось - подруга переехала на постоянное место жительства в Лондон, и моя работа заглохла. Но фамилию Алянчиковых я почему-то все время держала в уме. И вот недавно по просьбе другой своей клиентки, чьи предки родом из Емельяновского района, я еду на кладбище в поселок Памяти 13 Борцов и буквально сразу натыкаюсь на могилу Геннадия Алянчикова. Того самого, погибшего молодым. Просто мистика! Начала расспрашивать людей и узнала об этой истории с поиском родных погибшего солдата. Разумеется, я тут же позвонила и сказала: "Есть такие родные!"
Более того, в результате уже общих поисков были найдены два сына старшего брата красноармейца, они живут в Хабаровске и тоже до сих пор не имели представления, как широко раскинулись корни их семьи.
…На церемонию прощания с земляком собрался весь поселок Памяти 13 Борцов. Кроме того, отдать дань памяти погибшему на Великой Отечественной войне красноармейцу Алянчикову пришли участники боевых действий и военных конфликтов, ветераны ракетных и пограничных войск, кадеты, юнармейцы, школьники и педагоги… Внук Евгений плакал, не скрывая слез, когда ему торжественно вручили солдатский медальон деда.
К сожалению, нынешние непростые времена не позволили присутствовать на мероприятии остальным родным. Но, наверное, это не так уж и важно. Главное, что все они обрели друг друга, невзирая на раскинувшееся между ними расстояние - от Хабаровска и до Лондона. Теперь перезваниваются, пишут письма, рассказывают детям и внукам об этой удивительной истории. О том, как пропавший в горниле войны предок сумел вернуться через долгих 79 лет и объединить свою семью.
Солдат до конца исполнил свой долг.
Корреспонденту "Российской газеты" удалось дозвониться до живущего в Новосибирске Олега Александровича Курилова - племянника красноармейца, сына его сестры Прасковьи.
- Я счастлив, что мой дядя теперь похоронен на родине и что объединилась вся семья, - рассказал он. - Моя мама тоже воевала, она была младшим лейтенантом медицинской службы, занималась эвакуацией солдат с поля боя. Пережила ранение и тяжелую контузию: в палатку, где она находилась с ранеными, попал вражеский снаряд. До самого своего ухода из жизни в 1994 году поддерживала связь с однополчанами, хотя дома рассказывать о тех страшных военных годах не любила. Мне 69 лет, свою жизнь я связал с авиацией, а теперь, после выхода на пенсию, по крупицам собираю биографии всех своих родных по отцу и матери. Мечтаю написать об этом книгу, одним из главных героев которой станет, конечно же, мой дядя - Алексей Алянчиков…