28.12.2021 11:31
Поделиться

Как кризис открывает новые возможности для бизнеса

Кризис - это не только проблемы, но и новые возможности для бизнеса. Настоящий предприниматель умеет использовать любую ситуацию для освоения новых ниш. Но есть и базовые проблемы малого и среднего бизнеса, не решив которые мы не сможем сохранить экономическую устойчивость.

Развитие любого предприятия невозможно без кредитов. Это базовый постулат. Приходится начинать именно с него, поскольку за год Банк России семь раз поднимал ключевую ставку. В результате повысилась стоимость заемных средств в коммерческих банках. Малый и средний бизнес за 30 лет своего развития научился работать даже в условиях высоких процентных ставок.

Хуже другое: банки крайне неохотно финансируют небольшой бизнес. Невозможно просчитать ситуацию с коронавирусом - а это является существенным фактором риска для банков, рассматривающих кредитные заявки от малого и среднего бизнеса. Поэтому если в среднем стоимость кредитных ресурсов сегодня составляет 13-14 процентов, то с учетом рисков, которые несет малый бизнес, кредиты ему предлагают уже под 20 процентов.

Разумеется, есть вполне доступные формы финансовой поддержки малого и среднего предпринимательства. Например, займы под 6,5 процента в рамках программ, реализуемых Фондом развития промышленности (ФРП). Мое предприятие в этом году купило на таких условиях оборудование на 100 миллионов рублей. Но не все компании подходят под критерии ФРП, и далеко не все потребности он покрывает.

Если говорить об эффективности поддержки экономики, то на первое место я бы поставил снижение на 15 процентов страховых взносов на заработную плату. Остальной пакет мер был востребован предприятиями в зависимости от специфики деятельности. Все это в любом случае имело эффект. Мы же помним, что после кризиса 2014 года малый бизнес вообще не получил от власти ничего. Так что разработка в 2020 году пакета мер, сообразного проблемам малого бизнеса, - это, безусловно, шаг вперед.

При любых катаклизмах хорошую прибыль имеют 20-25 процентов компаний

А вот к реализации мер по второму пакету у предпринимателей есть много вопросов. По факту поддержку получили те же компании, которые ею воспользовались в 2020 году. Логика чиновников, видимо, была такая: зачем тратить время на экспертизу финансового состояния предприятия, когда можно взять уже проверенные компании, уже отчитавшиеся о целевом использовании денег? Чтобы принять решения по заявкам бизнесменов, обратившихся за поддержкой через год после начала пандемии, надо было анализировать статистику, находиться в диалоге с общественными бизнес-объединениями. То есть работать. Это тоже большая проблема - качественная реализации государственной политики.

Между тем мировой опыт показывает: при любых катаклизмах 20-25 процентов компаний имеют хорошую прибыль, а около половины находится в стагнации. Четверть оставшихся будут на грани разорения. Вот их и надо поддерживать! Это отели в провинциальных городах, туристические компании, рестораны...

Люди, организовавшие свое дело, - это социальная и экономическая основа общества, его средний класс. Именно они создают рабочие места, платят налоги, формируют национальную экономику. Это и есть настоящая элита. Она должна не жаловаться, а созидать.