28.12.2021 11:34
    Поделиться

    Закупки малого объема дают бизнесу большие шансы

    Один из любимых способов закупки как у заказчиков, так и у подрядчиков - закупка у единственного поставщика. Для определения победителя не нужно проводить ни конкурса, ни аукциона, ни запроса предложений, ни других процедур. Договор заключается с конкретной организацией напрямую без торгов. Быстро и удобно. Но так ли легко воспользоваться этой привилегией?

    В 44-ФЗ (о контрактной системе) установлен довольно большой список оснований для закупки у единственного поставщика. Самые известные - это закупки больших монополий, например "Российских железных дорог", предоставление услуг по газо-, тепло-, электро- и водоснабжению и обращению с твердыми коммунальными отходами, а также услуг, связанных с обороной страны. Сюда же относится покупка произведений литературы и искусства определенных авторов. Заключить договор с единственным поставщиком можно в случае чрезвычайной ситуации техногенного и природного характера, если требуется срочная медицинская помощь.

    Большинство компаний скажет: "Это не наш случай". Но есть еще один пункт, который дает бизнесу реальные шансы получить дополнительный канал продаж. Речь о закупках малого объема. Дело в том, что заказчику разрешается провести закупку у единственного поставщика, если ее сумма не превышает 600 тысяч рублей. Если сделка проходит на электронной торговой площадке, планка поднимается до трех миллионов. Годовой объем таких закупок ограничен суммой до двух миллионов рублей или долей совокупного годового объема заказчика (до 10 процентов, но не более 50 миллионов в год). Уложиться в эти пределы вполне возможно.

    Закупку товаров и услуг юрлицами регулирует федеральный закон N 223-ФЗ, но в нем не прописаны конкретные основания для закупки у единственного подрядчика. Заказчик определяет их самостоятельно и прописывает в положении о закупке. Вместе с тем закона о защите конкуренции никто не отменял, поэтому есть риск его нарушить, прописав в документах объективно не обоснованные причины. Если нужная продукция есть только у конкретного поставщика или сумма закупки слишком мала (конкретной цифры 223-ФЗ не приводит, стоит ориентироваться на 100 тысяч рублей), такие обстоятельства считаются обоснованными. Не вызовут подозрений случаи, когда конкурентная закупка не состоялась либо продукция требуется в связи с возникновением чрезвычайной ситуации техногенного или природного характера. И здесь самые реальные для поставщиков - это опять же закупки малого объема. Приобретая товары или услуги на сумму до 100 тысяч рублей (для крупных компаний - до 500 тысяч), заказчик может не размещать в ЕИС извещение и документацию, но включить проведенную процедуру в отчет обязан.

    Разрешается провести закупку у единственного поставщика, если ее сумма не превышает 600 тысяч

    Как же бизнесу поучаствовать в закупке у единственного поставщика? При проведении конкурентной процедуры инициатором всегда выступает заказчик. Подрядчик приходит на уже объявленный тендер. Если мы говорим о закупке у единственного поставщика, то заказчик может напрямую обратиться к потенциальному исполнителю (и наоборот).

    Самый простой способ - поучаствовать в закупках малого объема. Компании, которая хочет этого добиться, придется регулярно выполнять ряд определенных действий, чтобы заказчик обратил на нее внимание. Нужно размещать актуальную информацию о предлагаемых товарах, работах и услугах в электронных магазинах и на электронных торговых площадках, своевременно актуализировать предложения, отслеживать цены конкурентов и корректировать свои. Обратите внимание, что, согласно части 12 статьи 93 44-ФЗ, проведение закупки у единственного поставщика не представляется возможным, если предварительные предложения не опубликованы на федеральных электронных площадках.

    Формально закупка у единственного подрядчика - процедура неконкурентная. Но сами принципы работы электронных магазинов создают почву для состязания между потенциальными подрядчиками. Ведь заказчик может проанализировать все доступные предложения онлайн и выбрать подходящий товар на самых выгодных условиях. Претендентами на роль единственного поставщика становится множество компаний, что побуждает их более качественно оформлять онлайн-витрины. Кроме того, продавец может проявить инициативу и выйти на покупателя со своим предложением. Информацию о потребности заказчика в закупке у единственного поставщика можно найти в электронных магазинах, на ЭТП и порталах для поставщиков, в едином агрегаторе торгов "Березка".

    Принципы работы маркетплейсов создают почву для состязаний

    Стать единственным поставщиком не так сложно, как кажется. Зачастую компании не размещают свои предложения в электронных магазинах или не актуализируют ранее созданную витрину, так как это напрямую не связано с участием в процедуре. Таким образом фирмы упускают шанс быть замеченными. На рынке действует большое количество электронных маркетплейсов. Рекомендую участникам закупок размещаться на максимальном количестве таких платформ.

    Универсальной формулы, которая позволит вашей компании гарантированно стать единственным поставщиком, нет. Но есть совокупность факторов, по которым заказчик может выбрать именно вас. Сюда относятся высокое качество товаров, работ и услуг, выполнение заказа в срок, размещение предложений на различных площадках. Важно активно общаться с заказчиками на профильных мероприятиях, самостоятельно искать информацию о закупках на специализированных порталах.

    Поделиться