Вряд ли это было бы под силу одному отдельному предприятию. Единого дальневосточного перевозчика начали создавать по поручению президента страны с начала 2020 года на базе предприятия "Аврора" (его владельцами были Сахалинская область и "Аэрофлот") с интеграцией региональных компаний - "Хабаровских авиалиний", "Якутии", "Полярных авиалиний", Камчатского авиапредприятия, "ЧукотАвиа". В состав акционеров вошли все 11 субъектов округа. Сахалинская область получила 50 процентов и минус одну акцию, остальные регионы - по пять процентов. Владельцем одной "золотой акции" стало государство.
- У создаваемой авиакомпании социальная направленность, это не коммерческое предприятие, ее задача повысить транспортную доступность и перевозить большее количество людей, предоставить возможность авиационного сообщения в труднодоступные населенные пункты, - объяснял вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев.
Название для новой структуры придумывали всем миром. Среди предложений были "Восток", "Амур", "Крылья Востока", "Тайга"… Победила "Аврора". Несколько месяцев шли разговоры о форме управления компанией. Обсуждались единые подходы к страхованию, консолидированной закупке авиатоплива, приобретению самолетов, управлению пулом запчастей, созданию схемы совместной коммерческой эксплуатации рейсов (код-шеринга).
Первые рейсы единая дальневосточная авиакомпания выполнила в конце июля 2021 года по межрегиональным маршрутам Хабаровск - Шахтерск и Южно-Сахалинск - Петропавловск-Камчатский. Тогда же правительство России утвердило распоряжение о субсидировании дальневосточных авиаперевозок. На льготные перелеты в 2021 году направили 1,58 миллиарда рублей. Средства, выделенные из резервного фонда, были призваны снизить стоимость билетов на 20 социально значимых направлениях.
Для составления общей карты полетов все субъекты Дальнего Востока и минвостокразвития сформировали реестр социально значимых маршрутов. В первую очередь во внимание брали села и поселки, где авиация является безальтернативным видом транспорта. И таких населенных пунктов, по мнению самих субъектов, насчитывается 385.
В целом же обновленная сеть авиакомпании составит к 2025 году 535 социально значимых маршрутов, в том числе 100 межрегиональных и 435 - местных. Можно предположить, насколько изменится жизнь в регионах, если планы будут реализованы.
Так, в Хабаровском крае оценили 14 дополнительных маршрутов, связавших регион с соседними субъектами. Например, направление Хабаровск - Шахтерск очень востребовано среди жителей как Хабаровского края, так и Сахалинской области.
- Рейс подойдет людям, навещающим родственников на Сахалине или на "материке", как говорят жители острова, - замечает министр транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края Ирина Горбачева.
Это удобно и вахтовикам. Стоимость билета - 4635 рублей, время в пути - 1 час 50 минут. И то, и другое не кажется чрезмерным.
- Лечу на работу в Шахтерск. Раньше приходилось сначала лететь в Южно-Сахалинск, а оттуда уже на автобусе добираться до места работы. Это было хлопотно и занимало много времени и сил. Теперь можно из Хабаровска долететь сразу в Шахтерск быстро и недорого, - говорит хабаровчанин Дмитрий Кадеев.
Рейсы единой дальневосточной авиакомпании выполняются под собственным кодом "Авроры" HZ, а по ряду направлений - совместно с авиакомпаниями-партнерами на основании заключенных соглашений код-шер. Например, именно по такому соглашению с "Хабаровскими авиалиниями" "Аврора" обслуживает маршруты Хабаровск - Шахтерск и Советская-Гавань - Владивосток. А в партнерстве с сахалинской компанией "Авиашельф" ("Тайга") она летает из Южно-Сахалинска в Советскую Гавань и обратно. Кстати, тариф на этом направлении очень низкий - 2200 рублей в одну сторону.
В дальнейшем, как пояснил управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Иван Печорин, одной из задач дальневосточной авиакомпании станет синхронизация и гармонизация расписания маршрутной сети.
- Необходимо разработать такое расписание, которое бы не вынуждало человека, вылетающего из поселка, находящегося, например, в арктической зоне, ночевать в ожидании стыковочных рейсов в Москву, - отметил он.
Не менее важно развитие перевозок по социально значимым маршрутам внутри субъектов.
- По каким-то из этих направлений авиасообщение осуществляют при поддержке бюджетов территорий региональные предприятия, они пока не увязаны в консолидированную маршрутную сеть единой дальневосточной авиакомпании, - поясняет представитель "Авроры" Татьяна Козырева. - По некоторым из направлений еще предстоит возобновить перевозки, потому что регулярные рейсы не выполняются с советских времен либо являются нерегулярными, а цены на авиабилеты очень высоки и недоступны для населения. Эти задачи еще предстоит решать.
Важный нюанс: парк машин единой авиакомпании будет обновлен. Как надеются власти, интенсивное развитие авиасообщения позволит не только повысить доступность перелетов, но и загрузить заказами на самолеты и вертолеты российские заводы. В том числе и дальневосточные. Такой вот эффект синергии.
В рамках деловой программы авиасалона МАКС-2021 были подписаны соглашения с ПАО НПК "Иркут" и ПАО "Ил", входящими в Объединенную авиастроительную корпорацию, а также с АО "ГТЛК" о намерениях по поставке восьми самолетов "Сухой Суперджет-100" и 19 самолетов Ил-114-300.
Большие планы у единой авиакомпании и на легкое многоцелевое воздушное судно "Байкал" ЛМС-901. Его запуск в серийное производство запланирован на 2024 год, а собирать самолет будут в Комсомольске-на-Амуре.
- Это не только новое производство по соседству с предприятиями группы КнААЗ - Комсомольского-на-Амуре авиазавода. Это совершенно новый технологический передел. Помимо корпусов агрегатной и окончательной сборки, центра технического обслуживания и ремонта, будет создан авиационный учебный центр профессиональной переподготовки пилотов, а также центр разработки беспилотных версий "Байкала" и легкомоторного самолета Т-500, - рассказал глава хабаровского минпрома Игорь Фомин.
График поставки новых судов между государственно-транспортной лизинговой компанией "Аврора" и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уже подписан.
- Рассчитываем, что до 2025 года 45 самолетов выйдут на маршруты Дальнего Востока, и жители региона смогут совершать путешествия, летать к друзьям, близким и знакомым, посещать достопримечательности, - рассказал заместитель министра РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков.
Справка "РГ"
57061 пассажира перевезла Единая дальневосточная авиакомпания с начала полетов и на конец ноября 2021 года, выполнив 1472 рейса.