В частности, определен точный срок финансирования работ, что позволит исполнителям контрактов не брать кредиты, дожидаясь платежей из бюджета. Принят ряд мер для антидемпинга: предусмотрены конкурсы для выбора строителей-профессионалов вместо аукционов, когда побеждают наиболее дешевые предложения. Благодаря этому снизится вероятность остановки строек из-за некачественной работы.
Эксперты в один голос поддерживают эти решения и уверены, что они действительно облегчат работу бизнеса в такой сложной отрасли, как строительство.
- Речь идет о наших многолетних предложениях, - подчеркнул эксперт Алексей Белоусов. - Давно пора отказаться от распределения строительных подрядов по цене как единственному критерию. Могу привести простой пример: из-за несовершенства законодательства в Санкт-Петербурге с 2009 по 2019 год не было исполнено строительных контрактов на 400 миллиардов рублей. Это примерно 350 школ или полторы тысячи детских садов, которые не были построены. За последние пару лет ситуация выровнялась, но проблемы остаются. Любые меры, которые могут повысить эффективность исполнения госконтрактов в строительстве, могут только приветствоваться.
Как отметил координатор объединения "Деловая Россия" по СЗФО Дмитрий Панов, представителям бизнеса пора отказываться от "жуткого непринятия" работы с государственными контрактами. По его словам, участники госконтрактов смогут рассчитывать на аванс от 30 до 40 процентов стоимости, и это станет немалым подспорьем, позволяющим работать стабильно.
Однако решить проблемы, которые накопились в строительной отрасли за десятилетия, непросто. Прежде всего необходимо продолжать законодательную работу. До сих пор нередки случаи, когда контракты заключаются с компаниями, не имеющими достаточного опыта и квалификации. Чтобы этого избежать, при выборе подрядчика следует учитывать такие критерии, как деловая репутация, история исполненных контрактов, отзывы заказчиков, отсутствие задолженностей и закредитованности. Алексей Белоусов подчеркивает, что оптимальный вариант - разработать отдельный закон о госконтрактах в строительной сфере, в котором можно детально прописать все отраслевые особенности.
Еще одно направление работы назвал директор СРО "Жилищно-строительное объединение Мурмана" Вячеслав Придатченко. По его словам, огромные проблемы строителям создает низкое качество проектов, особенно в том случае, когда приходится строить в сложных условиях Крайнего Севера.
По словам эксперта, муниципальным заказчикам катастрофически не хватает специалистов, способных составлять грамотные технические задания. В первую очередь это касается моногородов. Зачастую в такие организации приходится набирать случайных людей, далеких от строительства. Технические задания для проектировщиков они составляют по шаблону, не учитывая множества важных моментов. Проектные организации, не желая осложнять себе жизнь, игнорируют допущенные заказчиком ошибки и работают по принципу "что заказывали, то и получайте".
- Затем наступает другой этап: заказчик должен принять выполненный проект, - продолжает Вячеслав Придатченко. - Поскольку строительной квалификации у него нет никакой, он смотрит на этот проект как баран на новые ворота. Мне нередко возражают, что проекты проходят госэкспертизу. Но ведь госэкспертиза проверяет только правильность сметы и не оценивает качество исполнения самого проекта!
Затем заказчик выбирает подрядчика согласно данному проекту и смете. Однако необходим еще и рабочий проект, в котором указаны все нюансы реальной работы - например, все узлы будущего здания и необходимое время на их сборку, детальные мероприятия по их монтажу. От "теоретического" проекта, который разыгрывался на конкурсе, эта документация отличается кардинально, и смета в этом случае получается больше. Чаще всего заказчику не хватает знаний, чтобы заранее указать в ТЗ, что необходима разработка рабочего проекта и лишь затем составление сметы.
Уже давно сложилась практика, при которой подрядчики вынуждены самостоятельно заниматься рабочим проектом, и стоимость строительства в итоге всегда получается больше заявленного заказчиком уровня. Никого не удивляют случаи, когда муниципальные чиновники откровенно пренебрегают качеством документации, стремясь как можно скорее провести конкурс, отрапортовать о принятии проекта и получить премию. Если ошибки в проекте приводят к срыву сроков строительства, что наблюдается сплошь и рядом, можно свалить вину на "недобросовестного подрядчика" и различные "объективные причины" вроде коронавируса или роста цен на стройматериалы. А деньги за неисполненный контракт спокойно возвращаются в бюджет.
В результате специалистам СРО приходится учить представителей заказчиков своими силами. Если организация, заказывающая строительство, входит в СРО, то саморегулируемая организация учит ее сотрудников за свой счет. Четверо представителей заказчиков в Мурманской области уже прошли обучение по программе "Школа заказчика объектов капитального строительства" по видеоконференцсвязи. Это новшество Мурманская область внедрила первой в стране, и Национальное объединение строителей рекомендовало использовать этот опыт в других регионах. С января по данной программе предполагается обучить еще шесть человек.
Для специалистов строительных компаний, работающих с техзаданиями, Градостроительный кодекс устанавливает жесткие требования: не менее десяти лет работы в строительстве, в том числе не менее трех лет на руководящих должностях не ниже главного инженера. Для предприятий-заказчиков таких требований нет. Ранее они должны были обязательно состоять в СРО, где регулярно проводятся проверки на квалификацию сотрудников. Если у проверяющих возникали серьезные вопросы, то руководство СРО могло приостановить деятельность такой организации.