Дорого, но надо
После анализа ситуации стало ясно, что предприниматели к внедрению маркировки сегодня не готовы. Для поиска выхода из создавшегося положения Международный деловой совет (МДС) КР инициировал проведение круглого стола, посвященного проблемам и перспективам развития пищевой промышленности Киргизии.
В ходе диалога между бизнесом и представителями власти выявились многочисленные проблемы, решать которые необходимо незамедлительно. Однако у первого для этого нет средств, а у вторых - рычагов.
- Маркировка требует введения дополнительных операций в производственную цепочку, - пояснил глава МДС Аскар Сыдыков. - Как показывает проведенное нами исследование, производители бутилированной воды не готовы внедрять маркировку из-за отсутствия соответствующего оборудования, стоимость которого колеблется от 75 до 200 тысяч евро. К этому нужно добавить затраты на амортизационные отчисления и логистику. В итоге расходы будут заложены в стоимость товара, что сделает его неконкурентоспособным на отечественном рынке, не говоря уже о поставках за рубеж. Не исключено, что в результате увеличится доля контрафакта. Кроме того, возникают вопросы инфраструктурного характера. Например, для бесперебойного учета и отслеживания продукции нужен постоянный высокоскоростной интернет на всей территории страны, а такой есть не везде.
Как считают в МДС, и производители бутилированной воды согласны с экспертами, прежде чем начинать внедрение маркировки данной продукции в Киргизии, неплохо было бы сначала изучить опыт других стран в этой сфере.
Своими наработками охотно поделились российские промышленники. По словам главы Союза производителей соков, воды и напитков РФ Максима Новикова, без специального оборудования, распознающего цифровую информацию о товаре, полноценного эффекта от маркировки достичь не удастся.
- Все точки продаж должны быть оснащены считывающими QR-код продукции устройствами, - сказал он. - Мало того, что такое оборудование стоит дорого, оно еще и должно быть современным с технической точки зрения. Как показал практика, установка таких аппаратов в мелких торговых точках и вовсе экономически нецелесообразна.
И это еще одна проблема. Ведь в Киргизии такие считывающие устройства есть только в крупных торговых сетях, которых всего три. Даже предположение, что продавцы на рынках, где отоваривается большинство киргизстанцев, станут их приобретать, пока нереально.
Из международной практики маркировки товаров в ходе круглого стола привели пример Бразилии и Турции, где расходы полностью взяло на себя государство. В Грузии данный процесс до сих пор так и не смогли до конца отрегулировать, поэтому у производителей есть трудности с экспортом продукции.
Вместе с тем, несмотря на сложности, "пищевики" согласились с тем, что в маркировке есть плюсы. Прежде всего это возможность беспрепятственного выхода на зарубежные рынки и сохранение уже имеющихся там позиций, гарантии легальности происхождения товаров, их безопасности, а также борьба с контрафактом и учет налоговых поступлений.
Однако вопрос, как сделать процесс внедрения маркировки безболезненным для киргизского бизнеса, пока остается без ответа.
Доступ на рынки
Кроме обсуждения зарубежного опыта маркировки продукции, на круглом столе предложили провести тщательный анализ ценообразования после оснащения товаров цифровым кодом, а также возможности предоставления государством особых финансовых условий для бизнеса. Каких конкретно, должно решить правительство.
Затронули и тему экспорта киргизстанской воды. Интересна она Китаю и арабским странам. Но, увы, все снова упирается в маркировку.
О желании продавать за рубеж свою продукцию киргизстанские производители заявляли еще в 2011 году. Причем некоторым удалось попасть на международные рынки. Однако процент "счастливчиков" остается ничтожно малым. Вне всякого сомнения, он увеличится после внедрения маркировки, но только в том случае, если предприятия смогут найти средства для запуска этого процесса у себя на предприятиях.
По мнению большинства предпринимателей, занятых в этом бизнесе, спасти положение могла бы государственная поддержка отечественных производителей. Остается ждать, что по этому поводу скажет кабмин КР, который, как предполагается, рассмотрит данный вопрос уже в конце января 2022 года.
- Киргизстанские производители конкурируют не только между собой, но и со своими коллегами из Казахстана и России, - сказал руководитель Ассоциации производителей бутилированной воды республики Эдиль Мамытбеков. - Соперничество жесткое, и на плаву останутся только те, у кого есть либо дополнительные средства производства, либо возможность серьезных финансовых вливаний. Затраты на оборудование маркировочных линий потянут немногие, и те, у кого это не получится, вынуждены будут уйти с рынка. Обидно, если эту нишу займут импортеры.
Открой личико
В Киргизии Положение о маркировке товаров средствами идентификации утвердили в 2019 году. Согласно документу, прохождения данной процедуры требуют товары, произведенные в республике или импортируемые в КР, а также экспортируемые в государства-участники ЕАЭС. Однако всерьез заняться выполнением требований положения так и не удалось. Помешала пандемия и введенные в связи с ней ограничения.
В 2020 году в стране стартовал пилотный проект по добровольной маркировке товаров. В июле 2021-го в обязательном порядке начали маркировать спиртные напитки и сигареты, а с января 2022-го в Киргизии действует запрет на оборот немаркированной алкогольной и табачной продукции.
- Пока говорить о каком-то значительном пополнении бюджета страны благодаря маркировке сложно, - рассказал кандидат экономических наук Эльдар Наумов. - Факт остается фактом: цены на эти товары выросли значительно. Однако проблема в другом. Сейчас как крупные, так и мелкие супермаркеты буквально завалены немаркированными спиртными напитками и сигаретами. Что будет с ними? Кто будет нести ответственность за невыполнение требований закона?
Как выяснилось в ходе круглого стола, в Киргизии ни на одном отечественном предприятии нет автоматизированной линии по маркировке товаров. Даже в компаниях, выпускающих алкоголь, которые в республике считаются крупными производителями пищевой продукции, маркируют вручную.