После презентации этого замысла в мае прошлого года, а также сообщения о том, что проект может пройти госэкспертизу уже весной 2022 года, о грядущей большой стройке на Южном Урале, кажется, на время забыли. И вот паузу прервал опубликованный властями план реализации проекта с обозначением стоимости и сроков исполнения отдельных его этапов. Эту дорожную карту (официально - детализированный перечень мероприятий, реализуемых в рамках инфраструктурного проекта) утвердил своим распоряжением накануне Нового года глава региона.
Согласно документу, общий объем финансирования завершения строительства челябинского метро с интеграцией подземного транспорта в трамвайную сеть города, обновлением дорожной инфраструктуры, покупкой новых вагонов оценивается в 72,9 миллиарда рублей (средства региональной казны и инфраструктурного бюджетного кредита), из которых на реанимацию самой подземки уйдут 55,3 миллиарда. Это больше, чем называли в мае 2021-го: тогда стоимость завершения пускового участка для метротрама оценивали в 46 миллиардов, сравнивая сумму с той, в которую обошлась бы доводка до ума первой линии метрополитена по ранее задуманному плану (от 78 до 110 миллиардов).
Теперь, однако, в общие цифры затрат включены и расходы на проектно-изыскательские работы стоимостью 2,7 миллиарда, инженерно-техническое обеспечение (вынос коммуникаций, переустройство, технологическое присоединение к трамвайной сети обойдется почти в 2,7 миллиарда). Кроме того, в 920 миллионов оценивается строительство наземных участков трамвайных линий, разворотных колец и остановочных пунктов (ранее говорилось о планах дополнительно проложить 3,9 километра наземных путей), а на приобретение подвижного состава направят 5,1 миллиарда рублей.
Прежде областные дорожники оценивали потребность в 32 новых вагонах, состоящих из двух или трех секций - точное количество будет зависеть от пассажиропотока. Вагоны местного производства - их изготовит предприятие из Усть-Катава. Двухсекционная модель уже зарекомендовала себя в Волгограде, а трехсекционная - новый продукт, длина этого вагона будет от 27 до 35 метров (отметим, что обычные трамваи, эксплуатируемые в Челябинске сейчас, 16,4 метра длиной). Чтобы вписаться в габариты туннеля, ныряющий под землю вагон, правда, будет вынужден опускать пантограф, однако эту техническую особенность заводчане обещали предусмотреть.
Планы властей построить метротрам всего за несколько лет многие эксперты сочли чрезвычайно смелыми, ибо они предполагают рекордные темпы работ (тоннели недостроенного метрополитена, к примеру, прокладывали около трех десятков лет). Однако обнародованный ныне перечень мероприятий вновь подтверждает заявленные ранее сроки: финансирование метротрама рассчитано до 2025 года. Линия № 1, которая протянется с юга на север, пройдет через готовую пока лишь на 20 процентов подземную станцию "Торговый центр" с выходом на улицу Труда. Согласно планам подготовка к ее эксплуатации обойдется в 3,1 миллиарда рублей, она будет сооружаться четыре года, наиболее интенсивно в 2023-2024 годах. Линия № 2 протянется с востока на запад и, по сути, повторит трассировку первого пускового участка метрополитена, захватит станцию "Комсомольская площадь". Но, поскольку та готова уже почти наполовину, ее надеются завершить за два года, потратив на это 1,5 миллиарда рублей.
А вот в 2023 году должно стартовать с нуля строительство подземной станции "Площадь Революции", на которую закладывают более 4 миллиардов. Это важный транспортный узел, предназначение которого - связывать две линии, обеспечивая пересадку пассажиров с одной ветки на другую.
Параллельно, впрочем, будут вестись и другие работы: модернизация путевого хозяйства трамвайной сети, начавшаяся в 2021 году на улицах Цвиллинга и Первой Пятилетки (общие затраты - 5,2 миллиарда), тяговых подстанций (1,48 миллиарда), реконструкция первого и второго трамвайных депо (для каждого запланирована сумма 1,68 миллиарда рублей), покупка низкопольных трамваев (6,6 миллиарда), сооружение трамвайных платформ, оптимизация работы светофоров, оборудование конечных станций (889 миллионов). На все это отводится два года - нынешний и следующий.
По словам руководителей миндортранса области, детальный перечень мероприятий подготовлен для подписания соглашения с Минфином РФ о получении инфраструктурного кредита. Мероприятия будут еще больше детализированы, когда область начнет входить в проектную и строительную части реализации проекта метротрама. Виды работ и сроки, обещают в региональном министерстве, совпадут с теми, что на бумаге, а вот окончательная их стоимость, возможно, еще будет уточняться, ведь жизнь обычно вносит в первоначальные расчеты свои коррективы.