12.01.2022 10:04
    Поделиться

    Что покажет центр истории камнерезного искусства в Екатеринбурге

    Посетители нового Центра истории камнерезного искусства могут почувствовать себя Данилой-мастером. Хотя площадка и считается подразделением Екатеринбургского музея ИЗО, с музеем у нее не так много общего.

    - В музеях мы привыкли к экспонатам в витринах. Наши гости получают практический опыт, причем различными способами, - говорит специалист по истории камнерезного искусства Людмила Будрина.

    Идем по первому, историческому, этажу центра, и вдруг - ниша в стене, оформленная как часть шахты. Заходишь и, включив воображение, представляешь себя горняком, добытчиком самоцветов. Оказывается, такой забой впервые устроил в 1911 году на выставке в Санкт-Петербурге Алексей Денисов-Уральский, камнерез, художник, предприниматель и публицист. В его мемориальном зале выставлены уральские пейзажи, в том числе грандиозное, площадью более двенадцати квадратных метров, полотно "Лесной пожар". Эту картину редко показывали публике.

    Но вернемся в зал, где на стеллаже собраны камни, которые использовали мастера в XVIII-XIX веках: местные малахит и змеевик, привозные нефрит и лазурит, прозрачный горный хрусталь, фиолетовый аметист... И снова отличие от классических музеев: часть камней можно взять в руки, рассмотреть, ощутить их грубость и… теплоту. Из этих булыжников рождалась красота.

    Переходим к следующей витрине. Рядом с изящной мраморной вазой части другой - разломанной, обнажающей конструкцию с металлическим стержнем внутри. А малахитовая чаша с отбитыми краями демонстрирует технику русской мозаики. Данила-мастер не стоял с молотком возле каменной глыбы, он скрупулезно подбирал фрагменты узорчатого камня, составляя из них рисунок.

    - Это то, что обычно прячут от посетителей, маскируют, - замечает Людмила Будрина.

    Камни можно взять в руки, рассмотреть, ощутить их грубость и… теплоту

    Есть в зале прекрасные образцы камнерезного искусства - и дореволюционного, и современного. Их не так уж много - ровно столько, чтобы на их примере построить подробный рассказ. Создатели центра берегут наши силы и внимание, чтобы их хватило на еще один бесценный опыт.

    Действующая реплика исторического шлифовального станка стоит здесь же, рядом со стеллажами. Вращаю правой рукой рукоять, левой направляю камень. У мастеров прошлого, очевидно, с координацией проблем не было - на таких станках они не только шлифовали небольшие изделия, но и занимались огранкой самоцветов. Это кажется невероятным! Чтобы закрепить опыт в обработке камней, спускаюсь в цокольный этаж, где расположены учебные классы.

    Надев фартук и выслушав наставления мастера, пробую обработать уже на современном станке небольшой фрагмент селенита. Этот минерал, разновидность гипса, достаточно мягкий. Соприкасаясь с крутящимся диском, его края быстро становятся гладкими. Мой первый обработанный камень! Правда, о художественной ценности поделки говорить не приходится. Вот если бы позаниматься подольше!

    В феврале в центре запустят несколько мастер-классов - по созданию подвески, кольца и традиционной уральской горки, а с сентября - программы обучения камнерезному искусству, в первую очередь для школьников.

    Поделиться