12.01.2022 03:47
    Поделиться

    В Киргизии создадут механизм минимизации рисков для инвесторов

    В правительстве Киргизии разрабатывают порядок рассмотрения и сопровождения жалоб инвесторов. Это будет механизм, который "минимизирует риски для них при ненадлежащем поведении со стороны госорганов и снизит вероятность дорогостоящих судебных споров".

    Как отметили в кабмине, ссылаясь на исследования Всемирного банка, уровень защиты прав инвесторов в республике в настоящее время низок. Зачастую это является причиной их обращения в международные арбитражные инстанции.

    "В 2020 году КР выступала ответчиком по 14 таким разбирательствам. В шести случаях решения вынесли в пользу истцов, в трех достигнуты мировые соглашения, остальные еще рассматриваются. Большая часть претензий касается косвенной экспроприации в горнодобывающем и банковском секторах в рамках какого-нибудь одного из 40 международных инвестиционных соглашений, одобренных КР. Недовольство также вызывают некоторые земельные и налоговые вопросы, отсутствие прозрачности в нормативно-правовых актах, к примеру недостаточно четкие критерии подачи заявок на получение лицензий", - говорится в справке-обосновании к проекту документа.

    По данным кабмина, инвестиционная деятельность в стране регулируется на республиканском и местном уровнях. Вызывающие наибольшую обеспокоенность моменты касаются, в первую очередь, взаимоотношений с местными чиновниками. "Именно они, к примеру, распределяют земельные участки, осуществляют архитектурный и проектный надзоры, несут ответственность за содержание объектов инфраструктуры. Многие инвесторы работают в регионах, и жалобы от них поступают регулярно", - поясняется в документе.

    В республике есть несколько законодательных механизмов и структур, с помощью которых инвесторы могут защищать свои права, однако единого действенного механизма нет. Как надеются в кабмине, новый порядок "свяжет" республиканский и местный уровни и приведет к достижению лучших результатов.

    В правительстве предлагают, в первую очередь, создать реестр, в который будут заносить и регистрировать поступающие в Агентство по инвестициям и развитию КР жалобы. К каждой претензии "прикрепят" ответственного специалиста, который займется сопровождением и сбором информации от всех участников возникшего спора. Он же потом организует встречу инвестора с представителями того госоргана, на который он пожаловался. Если будет достигнут компромисс, то стороны подписывают соответствующее соглашение. В противном случае специалист отправляет в кабмин отчет о жалобе с описанием всех возможных рисков для республики. Какие действия должно потом предпринять правительство, в проекте документа не говорится.

    " Главными отличиями нового механизма являются вовлечение координирующей структуры в разрешение жалобы, анализ возможных экономических и правовых последствий, а также создание площадки для дальнейшего государственного сопровождения инвесторов с целью их поддержки", - подчеркивается в справке-обосновании.

    Поделиться