Хотя инструменты защиты могут быть разными. Так, в 2021 году 180 тысяч гектаров ценных лесов были сохранены от вырубки благодаря соглашениям, подписанным крупным бизнесом Поморья со Всемирным фондом дикой природы России. На этих гектарах сегодня запрещена хозяйственная деятельность, кроме традиционного сбора грибов и ягод. Более того, с учетом создания буферных зон общая площадь защищенных лесов в Архангельской области за один год увеличилась до 700 тысяч гектаров.
Сохранить зеленое золото помогают и общемировые "правила игры". Дело в том, что продавать лес на чувствительных зарубежных рынках сегодня могут только компании, прошедшие добровольную лесную сертификацию и доказавшие, что их деятельность соответствует международным стандартам и не наносит экологического и экономического вреда территориям присутствия:
- Это рыночные механизмы, регулирующие деятельность компаний. Если они хотят продавать древесину за рубеж, то обязаны выполнять правила сертификации. По определенным разделам сертификационного документа компании должны сохранять и определенную площадь своих лесов, - поясняет руководитель представительства Фонда дикой природы в Архангельской области Николай Ларионов.
Каким образом это происходит? После заключения соглашений бизнес добровольно выводит часть своих зеленых ресурсов из промышленного освоения. При этом продолжает их лесоустраивать, обеспечивать защиту от пожаров, вредителей. Новый природоохранный инструмент помогает сбалансировать интересы бизнеса, местного населения и экологов. Создание ООПТ, по мнению экспертов, следующий шаг.
Правда, процесс согласований со всеми заинтересованными сторонами способен тянуться десятилетиями. Пример - рождение Двинско-Пинежского заказника, начавшееся в конце прошлого века, а завершившееся в 2019-м. Отдельный вопрос - организация охраны таких территорий, которая ложится на региональный бюджет. Поэтому ученые и экологи расставляют приоритеты, предлагая брать под защиту в первую очередь старовозрастные малонарушенные первозданные леса. То есть территории, где природа развивается по своим законам без вмешательства человека уже тысячелетия.
В Верхнетоемском районе это Корабельная чаща: здесь, на границе с Республикой Коми, создание ООПТ защитит хотя бы остатки реликтового соснового бора. Кстати, одноименная повесть Михаила Пришвина посвящена именно этой чаще: "ее там не рубят, а берегут, как святыню", - говорит главный герой. И добавляет: "Вот как часты деревья: срубишь - оно не падает, а остается стоять меж других, как живое. Каждое дерево такое, что два человека будут догонять друг друга кругом, и не увидятся. Каждое дерево прямое, и стоит высоко, как свеча. А внизу белый олений мох, сухой и чистый".
Общественность Поморья считает, что Корабельную чащу необходимо вернуть в список вновь создаваемых ООПТ, как и исключенный ранее заказник "Тиманский". Заведующий лабораторией биоресурсов и этнографии Центра комплексных исследований Арктики Владимир Ануфриев уже рассказывал в "РГ" о том, что именно здесь, в Лешуконском районе Поморья, находится самый большой
в Европе участок сохранившихся старовозрастных лесов. Кроме того, на этой территории обитает и наиболее крупная группировка лесного дикого северного оленя, занесенного в Красную книгу России. Кстати, обоснование для создания заказника
"Тиманский" площадью 400 тысяч гектаров Фонд дикой природы совместно с архангельскими учеными уже подготовил.
Тем временем в Центре комплексных исследований Арктики считают, что необходимо вернуться и к созданию особо охраняемой территории на Соловках. По словам ученых, для архипелага был проработан проект заказника, сделано эколого-биологическое обоснование, но решение на федеральном уровне пока не принято. При этом вся природа Соловков уникальна, особенно озера, существующие изолированно 10 тысяч лет:
- На Соловках есть озера всех формаций, встречающихся в СЗФО: от мертвых, где слой морской воды смешивается с пресноводным, до озер, где вода - как воздух, - говорит сотрудник лаборатории эволюционной экологии и геномики гидробионтов Центра комплексных исследований Арктики Геннадий Дворянкин. - Прозрачность воды здесь достигает 15 метров. Идешь по озеру на лодке, а внизу, на 10-метровой глубине, следует твоя тень.
По словам ученого, эти озера - маленькие лаборатории для изучения "системы водной биоты в процессе глобальных климатических изменений". А полученные здесь данные можно экстраполировать на другие пресноводные рыбохозяйственные экосистемы России. Но сегодня любые изменения в экологии Соловков способны уничтожить ценнейшую рыбу...
Тем временем в региональную схему ООПТ архангельские экологи предлагают вернуть ранее исключенные из нее проекты особо охраняемых природных территорий:
- Это сетка, которая поддерживает экологический каркас региона. Вынешь из нее кирпичик - и весь каркас рассыплется, - отметил Николай Ларионов.