Марат Иманкулов, секретарь Совета безопасности КР:
- Когда принималось решение об участии киргизских военнослужащих в миротворческой операции Организации Договора о коллективной безопасности в Казахстане, руководство страны мало интересовали вопросы имиджа. События в те дни развивались стремительно и требовали немедленного отклика. Поэтому после обращения президента Токаева за помощью в ОДКБ все происходило быстро. Многие спрашивают, зачем было обращаться в парламент за согласием депутатов и терять драгоценное время. Отвечаю: этого требует Конституция.
Когда отправляли военнослужащих в Казахстан, знали, что они не будут участвовать в каких-либо действиях по пресечению беспорядков. Спецназовцы в течение нескольких дней охраняли в Алматы два стратегических объекта - хранилище мазута и ТЭЦ. Со своей задачей ребята, считаю, справились. Они вернулись домой, не сделав ни единого выстрела.
Почему же руководство республики приняло такое решение? Потому что наша страна - ответственный участник Договора об ОДКБ, мы должны были это сделать. Ответ, как видите, простой.
Всем странам Центрально-Азиатского региона сегодня угрожают религиозный экстремизм и международный терроризм. Причинами таких трагических событий, как в Казахстане, также становятся внутренние противоречия и проблемы. Негативную роль может сыграть тяжелое социально-экономическое положение населения, а "взорвать" ситуацию - массовые нарушения закона в ходе выборов и фальсификация результатов голосования. Именно эти факторы в наши дни угрожают национальной безопасности.
К сожалению, реальность сегодня такова, что возмущенные люди, реализуя свое право на мирные митинги, в определенный момент теряют контроль над происходящим, и этим пользуются деструктивные силы. Они используют энергию протестов в своих целях. Что и произошло в некоторых городах Казахстана. Это привело к убийствам милиционеров и военнослужащих, захватам и поджогам зданий госорганов, разграблению торговых центров и банков.
Какие выводы мы должны сделать из случившегося? Во-первых, власть должна работать с обществом открыто, особенно с молодежью и особенно в идеологической сфере. Применение грубой силы необходимо свести к минимуму, прибегать к ней только в самые сложные моменты. Это то, что касается борьбы с экстремизмом.
Во-вторых, нужно быстро решать экономические проблемы страны. Чтобы люди возвращались в республику, работали и платили налоги здесь, получали достойную зарплату и соответствующую социальную поддержку от государства.
В-третьих, необходимо укреплять правоохранительные органы и армию, но не для того, чтобы сделать из них суперкарательные структуры, а чтобы милиционеры и военнослужащие пользовались уважением в обществе и достойно защищали республику от внутренних и внешних угроз.
Кубатбек Рахимов, директор центра стратегических решений "Аппликата":
- На мой взгляд, даже несмотря на то что ОДКБ оперативно откликнулась на просьбу президента Казахстана о помощи, все равно формат работы организации в таких экстренных случаях нуждается в пересмотре, чтобы организация могла действовать еще быстрее.
Другие моменты, которые, как я думаю, требуют обсуждения, - утверждение на законодательном уровне списка стратегических объектов, которые попадают под охрану миротворцев в случае их отправки в пострадавшую от конфликта страну, а также создание механизма решения приграничных конфликтов внутри ОДКБ. Это весьма актуально для нашей республики в свете недавних событий на киргизско-таджикской границе в Баткенской области КР.
И нельзя забывать о последствиях беспорядков в Казахстане для экономики ЕАЭС в целом и Киргизии в частности. Ни в коем случае нельзя допустить, чтобы пострадал транзит товаров из России в КР и обратно. Это одна из задач нашей республики как председателя Евразийского экономического союза в 2022 году.
Калнур Ормушев, общественный деятель:
- Причин, по которым произошли январские события в Казахстане, несколько. Первая и, как мне кажется, главная - недостаточное социально-экономическое развитие республики. В противном случае вывести людей на улицы сложно. Вторая - негативное влияние религиозного экстремизма. Это в полной мере касается и нас. Третья - геополитика. Так называемая многовекторность Казахстана привела к раздробленности общества, когда кто-то смотрит на запад, кто-то - на восток, кто-то - на север. Исчезла монолитность.
Я выступал за ввод миротворцев в охваченную беспорядками республику. Не потому, что мы должны были это сделать как ответственные участники ОДКБ. А потому, что, если бы не удалось остановить этот беспредел, хаос перекинулся бы и на другие страны региона. Нам в наших домах нужны мир и стабильность.
Токон Мамытов, общественный деятель, экс-глава Ассамблеи народа КР:
- Чего не отнять ни у нас, ни у властей других стран региона, так это постоянного строительства планов и написания, программ развития. Но, как говорится, воз и ныне там. Живем мы пока плохо. Почему? Потому что нет у нас реальной политики, а действует система ручного управления. Она не помогает развитию, но позволяет проводить эффектные пиар-акции. Нужна модернизация власти, которая позволит вывести взаимодействие государства и общества на качественно новый уровень. И тогда власть сможет работать на опережение и не допускать, используя несиловые методы, таких конфликтов. В Казахстане до январской трагедии случались менее масштабные события. Но реакция на них у госорганов была не та, которая должна быть.