Первый заместитель министра сельского хозяйства Оксана Лут на совещании в Минпромторге предложила внести "точечные корректировки" в закон о торговле, если проблемы во взаимоотношениях производителей, поставщиков и торговли "никак не будут решаться". Об этом "РГ" рассказал статс-секретарь, замминистра промышленности и торговли Виктор Евтухов.
Взаимоотношения поставщиков и сетей обострились на фоне роста цен на продовольствие. По данным Росстата, за 2021 год цены на мясо и птицу выросли более чем на 17%, а на овощи "борщевого набора" - в разы. Учитывая пристальное внимание властей к вопросу, участники товаропроводящей цепочки не хотят быть крайними перед ними: поставщики винят в "необоснованно" высоких ценах торговлю, та в ответ "героически" сдерживает цены на продукты на полке чуть ли не в ущерб своей прибыли.
Как уточнили "РГ" участники совещания, речь шла о возможном расширении списка продуктов, за которые предлагается запретить сетям взимать бонусы, а также переходе сетей от тендеров на прямые контракты.
Однако, по словам зампреда правления ассоциации "Руспродсоюз" Дмитрия Леонова, все поставки в торговые сети и так ведутся по прямым договорам. Тендеры во многих товарных категориях являются лишь формой выбора поставщика для заключения договора поставки.
Но зачастую после завершения тендера сеть меняет его условия. По большинству вопросов поставщики и торговля сформировали решения и включили их в Кодекс добросовестных практик. Но ключевая проблема заключается в несоблюдении этих норм торговыми сетями, утверждает Леонов. А раз сети не хотят привести договоры поставки в соответствие с нормами саморегулирования, значит, нужны изменения в закон, считает эксперт.
Виктор Евтухов, напротив, считает, что спорные ситуации между производителями и ретейлом, - не системная проблема, а разовая история. Претензии разрешаются быстро и мирным путем. Поэтому вносить изменения в закон о торговле необходимости нет. Достаточно работы Комиссии по конфликтным ситуациям в рамках Кодекса добросовестных практик.
Торговые сети - отнюдь не "белые и пушистые". Например, в законе о торговле запрещено взимать бонусы за перечень социально значимых продуктов. Формально закон соблюдается, но сети "найдут возможности взять свое иными способами", говорит генеральный директор агентства INFOLine Иван Федяков. Другое дело, что власти, предлагая изменения в закон о торговле, борются не с причинами, а со следствием. "Примерно тот же эффект будет, если лечить коронавирус терафлю, который просто снимает симптомы", - сравнивает эксперт.
Ценообразование базируется на соотношении спроса и предложения. Если картофеля в России выращивается который год меньше при прежнем спросе, из-за снижения предложения цена неизбежно будет расти (без учета инфляции). Кроме того, власти одной рукой пытаются приструнить торговые сети, а другой - снижают конкуренцию. Так, в торговых точках менее 50 кв. метров запрещено продавать алкоголь, а это маржинальный товар, за счет которого жила малая торговля. С 2021 года вместо единого налога на вмененный доход введена патентная система, но она не подходит для торговли маркируемых товаров. В итоге малая торговля уходит с рынка, крупные торговые сети еще укрупняются и "выкручивают" руки поставщикам. Например, в Санкт-Петербурге на 10 крупных сетей сейчас приходится уже 80% продуктовой розницы, говорит Федяков.