Конечно, все сырье обязательно проверяют по федеральной государственной системе "Меркурий". Это единая информационная площадка для ветеринарных ведомств, производителей и продавцов продукции, находящейся под обязательным контролем Россельхознадзора. В ней учитывается вся мясная, молочная и кисломолочная, рыбная и консервированная продукция. В системе можно проследить путь конкретного сырья от производителя до оператора питания, ознакомиться с сопроводительной документацией. Покупая, к примеру, охлажденное мясо, вы видите, из чего изготавливаются полуфабрикаты - от выращивания и убоя скота до переработки. "Меркурий" позволяет исключить из обращения некачественную и опасную продукцию, предотвратить риски распространения заболеваний. Сделав запрос на площадке ФГИС по номеру ветсправки, можно отследить весь путь сырья, на которое оформлена документация.
Далее вся продукция, которая используется в производстве полуфабрикатов для социального питания, фиксируется в системе электронного учета самого оператора. Перед отправкой сырья по объектам на каждый адрес выписывается документ, без которого на пищеблоках не имеют права принять товар.
По договорам большинство поставщиков обязуется сдавать поставляемую продукцию на анализы за свой счет один раз в месяц. Если она оказывается фальсифицированной, покупатель имеет право на возврат.
Согласно постановлению правительства РФ от 19.06.2021 № 936, информирование приобретателей о статусе деклараций о соответствии обеспечивает заявитель. Но поставщики не прилагают эти документы к сырью. Операторы питания вынуждены самостоятельно проверять статус деклараций по ФГИС "Росаккредитация".
Масло, молоко, творог они раз в полгода сдают в лабораторию на физико-химический анализ состава, чтобы исключить использование фальсификата. Если сырье не соответствует требованиям, договор с поставщиком расторгают. Кроме того, операторы питания следят за публикациями в СМИ и интернете, в том числе на сайтах контролирующих органов, о том, какое сырье, где и от какого поставщика признано фальсификатом. Компании также получают электронные письма об отзывах деклараций соответствия у каких-либо поставщиков, после чего проверяют у себя остатки сырья.
Наконец, внутренний контроль производится с помощью мобильного приложения для аудитов "Ретейлика". Программа привязана к системе данных GPS, то есть чек-листы можно заполнять, только находясь на конкретном объекте.
Проверка всех документов на продукцию осуществляется еще до отбора поставщика - специалистами по продовольственной безопасности. Однако бывает, что на начальной стадии все в порядке, а когда дело доходит до поставки, срок действия какой-то обязательной бумаги заканчивается. Никакой оператор питания не проверяет всех контрагентов ежедневно. По закону изготовитель обязан предупредить своих потребителей об изменениях, но это стоит денег, а также влияет на сроки поставок.
Иногда качество продукта ухудшается уже в ходе поставки. При системных жалобах на качество нужна повторная проверка, переговоры о возврате или замене продукта. Фиксировать брак позволяет программа 1С "Склад".
Операторы питания определяют для себя и дополнительные точки контроля. Например, по проблемным категориям товаров, которые наиболее часто портятся при транспортировке, хранении и приготовлении. Обычно помогают усиленные меры на стадии приемки, использование специальных щупов и реактивов. Они подходят для всех видов сырья - от сосисок до овощей и круп.
В последнее время фальсификация продуктов питания достигла невероятных масштабов. Подделывают все, что пользуется спросом. Поэтому покупателю следует быть очень внимательным и интересоваться правдивой (а не рекламной) информацией.
Продажа товара с дефектами, которые неизвестны продавцу, происходит очень часто: к примеру, плесень выросла внутри хлеба или колбасы, под упаковкой. В этом случае вина ложится на производителя.
Но еще чаще фальсифицируют продукты сами продавцы. Ведь оптовые посредники могут привезти некачественный товар, и, когда это вскрывается, торговое предприятие либо несет убытки, либо ищет способ реализовать некондицию. Некоторые при этом делают скидки. А многие продают дефектный товар по обычной цене...
Способов фальсификации - масса. Доказано, что рядовые потребители не замечают, когда пищевой продукт разбавлен водой на 10-20 процентов. При реализации молока чего только не делают: могут добавить сырое к пастеризованному, насыпать консервантов (формальдегида) или соды для снижения кислотности, понизить содержание жира, раскислить прокисший продукт...
Несмотря на принимаемые государством и операторами питания меры, потребителям необходимо всегда быть начеку. Элементарно проверять состав продукта, сроки изготовления и хранения, при сомнениях просить сопроводительную документацию, интересоваться данными о производителе.