25.01.2022 13:09

    На Северо-Западе появится инфраструктура для электротранспорта

    Петербург, Ленинградская и Калининградская области вошли в число пилотных регионов по созданию зарядной инфраструктуры для электромобилей. Перечень из шестнадцати территорий, на которых появятся "зарядки", утвердило правительство РФ. Предполагается, что это даст толчок развитию экологичного транспорта, которого сегодня в России крайне мало.
    Евгений Биятов/РИА Новости
    Евгений Биятов/РИА Новости

    "Пилот" будет проходить до 2024 года в два этапа. Ленинградская область попала в первый этап, который хотят реализовать уже в наступившем году. Северная столица и эксклав стоят в плане на 2023 год.

    При выборе территорий среди прочего учитывалось их расположение вдоль наиболее загруженных и строящихся автотрасс, поясняется в официальном сообщении правительства. В регионах СЗФО, вошедших в проект, сошлись сразу несколько факторов: оживленный трафик, уже имеющийся парк электротранспорта и перспективы его развития.

    Сегодня на всю Россию приходится порядка 12 тысяч автомобилей на электротяге - это капля в море обычного транспорта, лишь 0,03 процента от всего автопарка. Причем третья часть таких машин ездит по трем регионам - Приморскому краю (электромобили туда активно везут из Японии), Иркутской области и Москве. По данным аналитического агентства "Автостат" за 2021 год, Петербург входит в десятку самых "электромобильных" регионов страны, но занимает там только восьмое место: в городе всего 417 машин "на батарейках". В Ленинградской и Калининградской областях не наберется и сотни таких автомобилей.

    Но потенциал для развития электропарка в этих регионах СЗФО оценивается как весьма высокий. По мнению авторов исследования рынка, в котором участвовали петербургские ученые, электрический транспорт особенно целесообразно развивать в мегаполисах, то есть и в Северной столице. Ленобласть - сопредельная территория. В самом западном регионе страны перспективы электротранспорта связывают с активным развитием туризма. К тому же Калининградская область с ее небольшими расстояниями считается очень удобной для экологичных машин. Еще один довод - в регионе собираются выпускать собственные электромобили.

    Большинство мировых производителей объявили, что перестанут выпускать автомобили с двигателями внутреннего сгорания в течение 10-15 лет

    У низкой популярности этого транспорта в России есть целый ряд причин: от высокой стоимости до ограниченного запаса хода. Но больше всего рост электропарка тормозит нехватка инфраструктуры, и особенно зарядных станций. По данным директора компании по развитию ЭЗС Юрия Орлова, сегодня таких точек всего порядка тысячи на всю страну.

    Пилотная сеть зарядных станций создается в рамках "дорожной карты" по развитию электротранспорта в РФ. Она предполагает, что к 2030 году в России заработает как минимум 72 тысячи точек для его зарядки. Число самих электромобилей к тому времени, по базовому сценарию, должно достичь 395 тысяч.

    Как сообщили в агентстве экономического развития Ленинградской области, уже в 2022 году в регионе появятся 53 новые станции для быстрой зарядки электромобилей. На каждой из них смогут одновременно "подпитываться" четыре машины. Всего за 20 минут они получат 80-процентный заряд. Развитие сети ЭЗС позволит владельцам электрокаров свободно перемещаться между Петербургом и районами области. Сегодня им сложно выезжать за пределы мегаполиса: на город и регион приходится более полусотни "зарядок", но почти все они сосредоточены в Северной столице.

    В 2023 и 2024 годах создание такой инфраструктуры в Ленобласти продолжится. В регионе также планируют ввести требование о создании электрозаправок при строительстве многоэтажных домов. Возможность зарядить автомобиль должна быть не только на трассе или у торгового центра, но и возле дома, подчеркивают владельцы такого транспорта. Ведь удобнее всего заряжаться ночью.

    В принципе, установить такую "заправку" по месту жительства можно и по собственной инициативе, но вопрос надо согласовать с управляющей компанией или товариществом собственников жилья. Оборудовать точку зарядки придется за свой счет. Можно сделать это и на средства всего дома, но такое решение должно принять собрание собственников.

    Некоторые умельцы просто протягивали из своей квартиры кабель и ставили зарядные устройства прямо на тротуаре. Но такие самодельные конструкции обычно заставляют демонтировать.

    Между тем

    Избежать развития электропарка не получится, полагают авторы исследований на эту тему. Он играет ключевую роль в декарбонизации, на которую держат курс многие страны мира. Главное преимущество транспорта "на батарейках" - нулевые выхлопы в атмосферу. Большинство мировых производителей объявили, что перестанут выпускать автомобили с двигателями внутреннего сгорания в течение 10-15 лет.

    Наиболее быстро на электрический транспорт переходят в европейских странах. Мировым лидером по доле электромобилей в общем числе проданных транспортных средств - 55 процентов - стала Норвегия. К 2025 году там планируют полностью прекратить продажи машин, работающих на углеводородах.

    Почти половина всех мировых продаж электромобилей приходится на рынок Китая, где развитие этого сектора субсидируется государством.