Уже подписано соответствующее соглашение между администрацией муниципалитета, Кавказским государственным заповедником, Сочинским нацпарком, компаниями "Газпром", "Роза хутор", "Красная поляна". Как сообщили в мэрии, началось проектирование соединительных лыжных трасс и канатных дорог на северном и южном склоне хребта Аибга. Идею предполагается воплотить в жизнь к 2024 году. Обустроенный же пеший маршрут появится между тремя горнолыжными курортами, железнодорожной станцией Эсто-Садок и поселком Красная Поляна. В основном он пройдет вдоль реки Мзымта. Предполагаемый срок реализации проекта - пять лет.
- Создана рабочая группа, которая занимается поиском источников финансирования. Далее будет составлена детальная дорожная карта. Проектом предусмотрено строительство двух мостов и реконструкция еще одного, - сообщил корреспонденту "РГ" директор департамента архитектуры и градостроительства администрации Сочи Семен Вялкин. - Он назрел уже давно, о его необходимости говорили жители и гости курорта. Проект позволит не только сделать единую набережную, благоустроить прилегающие к реке Мзымта участки, но и разгрузить дороги. Также он даст стимул развитию велосипедного спорта, да и в целом повысит качество городской среды.
Сейчас протяженность набережной Мзымты составляет около четырех километров, ее предлагается увеличить до семи. Здесь планируют организовать места отдыха, небольшие спортивные площадки, проложить велосипедные дорожки. Мосты построят через реки Мзымта и Лаура. Однако уже понятно, что из-за сложного рельефа проект окажется достаточно затратным. Сумму в администрации Сочи не называют, так как пока существует лишь концепция, все нюансы еще предстоит проработать. Вялкин не исключил, что власти будут пытаться получить федеральное финансирование в рамках нацпроекта "Жилье и городская среда".
- Горожанам и туристам необходимо пешеходное и велосипедное сообщение между курортами горного кластера и поселком Красная Поляна. Создана межведомственная рабочая группа, которая прорабатывает детали проекта, чтобы внести его в новый генеральный план Сочи. После этого и будут определены источники финансирования, - отметил глава города Алексей Копайгородский.
В муниципальном градостроительном совете, в свою очередь, считают, что удастся вдвое снизить уровень автомобилизации горного кластера. Идею поддерживают и представители компаний.
- На каждом из курортов есть что показать и чем гордиться. Сейчас наши гости передвигаются между ними на такси или общественном транспорте. Если же появится единый пешеходный променад, туристы смогут, особенно в летнее время, не только прогуливаться от курорта к курорту, но и ездить на велосипедах или самокатах. Думаю, это особенно понравится семейным парам, - поделился мнением с корреспондентом "РГ" исполнительный директор курорта "Роза хутор" Юрий Колобов.
Кстати, это не первая инициатива в деле инфраструктурного сотрудничества курортов: три года назад здесь появился единый ски-пасс. Благодаря ему в России образовалась самая масштабная зона катания с трассами общей протяженностью 170 километров. Экстремалам на выбор предлагается несколько тарифов, которые различаются продолжительностью действия билета.
Единый ски-пасс, конечно, обойдется дороже обычного. Например, в январе взрослому придется выложить за него 3700 рублей. Его действие распространяется только на дневное катание (до 16.00). На курортах "Красная поляна" и "Газпром" обычный дневной ски-пасс для взрослого в эти дни стоит 2700, а на курорте "Роза хутор" - 3250.
Тем не менее популярность единых ски-пассов растет. Так, в 2020-м их продали на 82 процента больше, чем в 2019-м, а в 2021-м - на 55 процентов больше, чем в предыдущий год. Стоит отметить, что оценивается не количество купленных билетов, а число дней, на которые их приобрели. Уже известно, что в новогодние каникулы 2022-го в общей сложности на трех курортах куплены единые ски-пассы на 7,5 тысячи дней катания - рост по сравнению с показателем предыдущих зимних праздников составил 168 процентов. Для удобства обладателей такого ски-пасса между нижними станциями канатных дорог пустили бесплатный автобус.
- Единый ски-пасс - это, в первую очередь, комфорт наших гостей, - считает Юрий Колобов. - Однако есть и коммерческая выгода, которая заключается в том, что многие любители горных лыж и сноуборда принимают решение приехать кататься именно в Сочи, а не на другие курорты.
Тем временем
Новинкой наступившего зимнего сезона стало мобильное приложение Единой туристско-информационной системы Visit Sochi, которое официально представили в декабре. Его уже скачали около тысячи пользователей. На одном ресурсе собрана информация об отелях и гостиницах, ресторанах, турмаршрутах, экскурсиях и главных локациях города. Цифровая экосистема помогает также быстро оплатить различные услуги онлайн без дополнительной комиссии. Сейчас на сайте можно забронировать отель, приобрести экскурсию или билеты на концерты.
- Почти 20 процентов пользователей сайта - сочинцы. То есть портал интересен не только туристам, но и местным жителям, - отметила директор департамента курортов и туризма администрации города Светлана Батяйкина. На следующем этапе планируется установить на городских площадках и курортах Красной Поляны сеть информационных электронных терминалов с безналичной оплатой туруслуг, доступных в Сочи.