Энциклопедия реки Чу
Изучить гидропотенциал Туркестана Владимиру Васильеву поручил еще Петр Столыпин - за год до свой трагической гибели. В конце 1910 года он имел с молодым инженером личную беседу, в ходе которой и приказал составить подробную карту ледников, рек, озер, а также изучить структуру почвы для возможного строительства в будущем новых объектов ирригации. Однако сделать это необходимо было очень деликатно и, по возможности, без широкой огласки. Одной из причин такой таинственности было то обстоятельство, что большая часть арыков, через которые поливная вода шла на поля дехкан, принадлежала местным богачам, и они распоряжались, чьи земельные наделы будут политы, а чьи засохнут. Постройка новых каналов могла существенно ударить по карманам байманапов. Возникла высокая вероятность, что они могут помешать исследованиям и спровоцировать беспорядки.
"Поначалу мы даже не представляли, сколько информации в целом необходимо для обоснования проекта орошения и строительства плотины. Вниз по реке мы продвигались очень медленно. Много времени уходило на то, чтобы определить градусы склонов, скорость течения на различных участках, прочность грунтов и подстилающих пород ложа реки. Приходилось подолгу изучать каждый перекат и излучину. Ведь если что-то упустить, то в будущем последствия могли быть катастрофическими. Например, начнут разрушаться берега, глубокие омуты заиливаться, превращаться в трясины. Это, в свою очередь, приведет к гибели рыбы и других обитателей реки. Многолетние комплексные исследования на реке Чу позволили создать особый проект орошения Чуйской долины. В урочищах Орто-Токой и Чумыш следует построить плотины. Причем сделать это следует без нарушения какого-либо экологического баланса", - написал позже Владимир Васильев в дневнике.
- Исследования завершились в 1912-м, а еще через год был готов план орошения полей из реки Чу, - пояснил местный краевед, кандидат исторических наук КР Иса Базарбаев. - Согласно ему, для регулирования водного потока нужно было построить водохранилище. Впоследствии оно было названо Орто-Токойским. Также в качестве первоочередных работ намечалось возведение Ат-Башинской и Георгиевской оросительных систем с водозаборным узлом у Чумышских скал, а также Самсоновской - в верхнем течении реки Чу. Владимир Александрович хотел увидеть в Чуйской долине сады, и он их увидел. Он не ограничивался изучением только гидрологии Чу. Исследуя сток реки или, скажем, скорость течения, он интересовался растительностью долины и поймы, рыбными запасами, животным миром, экологическими условиями на отдельных участках. Так что, если хотите, отчеты и дневники Васильева - своеобразная энциклопедия реки Чу.
Благодаря настойчивости Васильева проекты по строительству гидрообъектов начали воплощаться в жизнь, что встретило яростное сопротивление владельцев арыков.
Полив в каждый дом
Была у Владимира Васильева заветная мечта: укротить реку Чу, разливы которой часто смывали поселки и даже города. Одно из таких наводнений в 1878 году уничтожило большую часть Токмака.
Воплотить планы в жизнь стало возможно лишь после Великой Октябрьской социалистической революции. 17 мая 1918 года в Кремле Владимира Васильева принял первый председатель Совета Народных Комиссаров Владимир Ильич Ленин. В беседе шла речь об освоении природных богатств Туркестана. Да и потребность в налаживании системы орошения обострилась как никогда. Посевные площади в регионе катастрофически уменьшились. В 1918 году по сравнению с 1913-м по зерновым культурам наполовину, по другим - почти на 40 процентов.
Итогом беседы стал декрет Совнаркома РСФСР "Об организации оросительных работ в Туркестане". Из весьма скудной казны молодой советской страны на эти цели выделили баснословные по тем временам средства - 50 миллионов рублей золотом. А в 1922 году был принят пятилетний план реконструкции ирригационных сетей по всей Средней Азии. Для этого правительство РСФСР выделило еще 10 миллионов рублей золотом. В то же время на правом берегу реки Чу начали строить каналы Краснореченский и Самсоновский. На юге Тянь-Шаня - "Мырза-Ары", "Янги", "Найман" и другие искусственные водные артерии.
Первым крупным гидрообъектом стало Орто-Токойское водохранилище, возведенное на реке Чу. Проект этого водного узла, лично разработанный Владимиром Васильевым, специалисты и сегодня называют гениальным. Работы велись в сложных инженерно-геологических условиях высокогорья, в зоне девятибалльной сейсмической активности. Тем не менее строителям удалось удачно "втиснуть" водохранилище между горами, что позволило при сравнительно небольшой поверхности получить огромную емкость - без малого пятьсот миллионов кубических метров. Строительство плотины гидроузла закончили в 1956 году, уже после смерти Васильева.
Прототип Модеста В.
Несмотря на громадный опыт, знания и служение верой и правдой советскому правительству, в 1938 году Владимира Васильева арестовали по делу о промпартии - подпольной антисоветской организации, в создании которой обвинили большую группу инженеров и представителей научно-технической интеллигенции. Поводом послужил ряд забастовок на промышленных объектах. По данным следствия, эта организация занималась вредительством в различных отраслях. Кроме того, согласно обвинению, она была связана с объединением бывших русских промышленников в Париже и французским генеральным штабом, занималась подготовкой к иностранной интервенции в СССР и свержению советской власти.
На пересылке в Джамбуле Владимир Васильев повстречался с Александром Солженицыным. Позже писатель опишет полную драматических событий жизнь нового друга в своем рассказе "Как жаль", где он назовет Васильева Модестом Александровичем В. Произведение увидит свет лишь в 1965 году. Имя талантливого инженера-гидротехника Солженицын также упомянет в знаменитом "Архипелаге ГУЛАГ".
Владимир Васильев был реабилитирован только после смерти Сталина. Но, несмотря на это, его уже не рискнули назначить на руководящие должности. Васильев работал консультантом Киргизского института проектирования водного хозяйства "Киргизгипроводхоз".
Во времена хрущевской оттепели за большие заслуги в области научных изысканий, исследовательских работ, проектирования гидротехнических объектов и гидроэлектростанций на территории Киргизской ССР Владимиру Васильеву было присвоено почетное звание "заслуженный ирригатор Киргизской ССР".
Он умер в конце 1961 года. В благодарность за заслуги похоронили его возле созданной им Чумышской плотины. Там же в его честь возведена стела.