Что обусловило столь завидный рост? Отчасти он объясняется восстановлением производства на территории Киргизии после провального 2020 года, когда промышленность вынужденно сократила выпуск продукции из-за антиковидных ограничений. Но, конечно же, это не единственная причина. К росту отрасль привело резкое увеличение производства очищенных нефтепродуктов (плюс 67 процентов), резиновых и пластмассовых (30), деревянных, бумажных и полиграфических изделий (26 процентов). В минувшем году значительно увеличилась добыча полезных ископаемых (21 процент). Кроме того, в Киргизии стали производить заметно больше продуктов питания, напитков и табачных изделий (13 процентов).
Впрочем, несмотря на столь обнадеживающие показатели, влияние промышленности на рост экономики в целом гораздо скромнее. Это связано с тем, что на долю отрасли приходится менее 18 процентов от всего объема ВВП. Примерно такая же картина складывается и с сельским хозяйством. Объемы продукции, выпускаемой АПК, стабильно увеличиваются, но в структуре ВВП заняли по итогам года менее 15 процентов. В основном же внутренний валовый продукт Киргизии представлен так называемой сферой услуг. Ее доля в ВВП составляет 45,2, а рост за минувший год достиг 6,5 процента.
В целом прошлый год стал для экономики Киргизии относительно удачным. Темпы развития страны, по оценкам официальных источников, достигли 3,6 процента. Но, увы, население республики кардинальных положительных изменений не почувствовало. Отчасти потому, что рост опять-таки связан, скорее, с восстановлением после локдауна и политических потрясений (в 2020 году экономика Киргизии сократилась на восемь процентов). Позитивный эффект также смазан высокой инфляцией, уровень которой стал самым значительным в Евразийском союзе.
По итогам прошлого года рост потребительских цен и тарифов в Киргизии побил все антирекорды последних лет. Стоимость продуктов и напитков выросла в среднем на 13,3 процента, непродовольственных товаров - почти на 10, а услуг - более чем на семь процентов. К сожалению, тенденция к удорожанию потребительской корзины продолжает сохраняться и в наступившем году, что заметно по изменению ценников в магазинах в январские дни.
Согласно прогнозам Национального банка, в течение 2022 года инфляция будет складываться на уровне 9-10 процентов и снизится до показателя 5-7 процентов только в 2023-м. Столь удручающее влияние на потребительский рынок, по версии местных экспертов, окажет ожидаемое повышение акцизов на табачную и алкогольную продукцию, а также предполагаемый рост тарифов на коммунальные услуги и удорожание ГСМ.
Что любопытно: Евразийский банк развития (ЕАБР) склонен смотреть на ситуацию в Киргизии более оптимистично. Инфляция в республике, по мнению специалистов ЕАБР, замедлится во второй половине наступившего года и к началу 2023-го уже будет составлять семь процентов. Однако перед этим населению еще придется столкнуться с временным повышением цен на овощи и фрукты - из-за засухи, которая привела к сокращению урожая.
Акылбек Жапаров, председатель кабинета министров КР
Достичь определенных результатов нам удалось в самые сжатые сроки, ведь по итогам 2020 года ВВП республики составлял минус 8,6 процента. Снижение объемов внутреннего валового продукта удалось остановить лишь в марте 2021-го. Но несмотря на то что республика является аграрной страной, развитие сектора АПК находится на низком уровне. Для решения данной проблемы утверждена концепция кластерного механизма, в соответствии с которой проведена работа по разделению предприятий по виду деятельности на девять основных направлений.