04.02.2022 03:00
    Поделиться

    Россиян предупредили о подорожании цветов к весенним праздникам

    В связи с приближением традиционных праздников февраля и марта россияне могут столкнуться с подорожанием цветов минимум на 10-12%. На этот раз цены подтолкнет не повышенный спрос, а проблемы с поставками из-за рубежа. Об этом "РГ" сообщили в ассоциации "Теплицы России".
    Кирилл Кухмарь/ ТАСС

    При этом, по информации "РГ", цены в закупке импортной продукции выше примерно на 60%, чем год назад. "Действительно, мы видим подорожание в закупке. В основном это происходит из-за дорогих тарифов на авиаперелеты и высокой себестоимости производства цветов в Кении. Заказы на импорт из-за этого снизились в разы", - рассказала "РГ" член ассоциации, исполнительный директор ТК "Подосинки" Ирина Земцова.

    К этой ситуации добавились проблемы с производством цветов в Нидерландах, где выросли тарифы на газ и, как следствие, увеличилась себестоимость производства.

    "В результате многие теплицы там приостановили процесс выращивания до теплого сезона", - отметила Земцова. Биржевые цены на газ только после январских поставок опустились чуть ниже 900 долларов за тысячу кубометров. Но кратковременное понижение вряд ли подтолкнет местных владельцев теплиц к их разморозке.

    По мнению Земцовой, импортные цветы в ближайшее время будут поступать в Россию в меньших объемах и по высоким ценам. Это затронет и период праздников.

    Цена на отечественный цветок также будет выше, чем в прошлом году. На его стоимость влияют общие проблемы в экономике - растущая инфляция, повышение ставки Центробанка, а также рост тарифов на газ и электроэнергию, говорит Земцова.

    По ее словам, часть издержек по закупке дорогих цветов ляжет на оптовика (снизив его процент прибыли), а часть компенсируется торговой наценкой в рознице. Переложить на конечного покупателя весь рост закупочных цен невозможно.

    Из-за сниженного спроса в праздничный период на фоне пандемии сократится валовая выручка российских производителей. "Даже перекос со снижением потока импортных цветов не даст нам гарантии сохранения доходности бизнеса", - говорит Земцова.

    Еще в самом начала пандемии в Эквадоре и других странах были уничтожены большие плантации роз, так как прогнозировалось огромное падение спроса. Но снижение оказалось не таким большим, из-за чего образовался дефицит, что вызвало рост цен, рассказывают в сервисе "Русский букет". Сказалось также ослабление рубля. А в 2021 году ситуация усугубилась кризисом на логистическом рынке. В сервисе фиксируют рост цен от 15 до 50% на составляющие букетов. В частности, больше всего подорожали поставки из Нидерландов. Например, это касается эустомы и эвкалипта. Меньше всего подорожали ирисы и гвоздики. Российские розы подорожали всего на 20%, кустовые розы из Нидерландов - на 30%, розы из Эквадора - на 20%. По прогнозам сервиса, свежие поставки на февральские и мартовские праздники подорожают на 10-15%.

    В интернет-сервисе "Утконос онлайн" рассказали, что получили уведомления от поставщиков о повышении цен, но зарезервировали товар до него. В Х5 также говорят, что поставки цветов на праздники были забронированы у крупных производителей еще летом прошлого года, с фиксацией цен и объемов.

    По данным "Теплиц России", 82% цветов на российском рынке - импортные, только 18% отечественные. Исторически основными поставщиками свежих цветов в Россию (в натуральном выражении) были Нидерланды, Колумбия, Кения и Эквадор, по данным "Интерагро". Объем импорта свежих срезанных цветов в Россию в 2020 году составил 1,08 млрд шт., или 270,9 млн долларов. В структуре импорта 63,3% приходилось на розы, 20,8% на хризантемы, 14,4% на гвоздики, 0,8% на лилии, 0,3% на орхидеи, 0,4% на прочие цветы.

    82% цветов на российском рынке - импортные, они едут к нам из Нидерландов, Колумбии, Кении и Эквадора

    В России работает 18 тепличных хозяйств, круглогодично выращивающих цветы на срезку с общей производственной площадью 179 га, рассказал "РГ" замглавы компании "Розовый сад", член совета директоров ассоциации "Теплицы России" Александр Литвиненко. Основной их продукт - розы (95% объема), герберы (3%), хризантемы (1%), и 1% приходится на остальные позиции. Объем выращиваемой продукции в 2021 году составил 360 млн стеблей роз, 9 млн гербер, 4 млн хризантем. Это примерно столько же, сколько и в 2020 году, уточнил он.

    Поделиться