издается с 1879Купить журнал

Караул устал врать

Куда "конвоиры" сопровождают Бухарина и Рыкова уже восемь с лишним десятилетий

Три показательных судебных процесса состоялись в Москве с 1936 по 1938 год. Процессы шокировали наблюдателей тем, с какой легкостью подсудимые, в прошлом видные партийные деятели, оговаривали себя, признаваясь в чудовищных преступлениях против государства, народа и лично И.В. Сталина. Заключительным в судебной триаде стал процесс по делу "Правотроцкистского блока". Главный обвиняемый Л.Д. Троцкий уже давно был выслан за границу. Из сидевших на скамье подсудимых наиболее политически значимыми фигурами, несомненно, были Н.И. Бухарин и А.И. Рыков.

Пожалуй, самой знаменитой фотографией с суда над правотроцкистами является снимок Бухарина и Рыкова в сопровождении вооруженного конвоя. Этот фотодокумент эпохи по сей день размещен в Википедии на странице о Третьем московском процессе. Возможно, именно интернет способствовал широкому распространению и цитированию снимка. А впервые он был опубликован в журнале "Иллюстрированная Россия", освещавшем процесс.

...и снимок с похорон П.Л. Войкова в 1927 году: почувствуйте разницу.

Сенсационный кадр журналисты вынесли на обложку. Точно зная, что это фальшивка.

Фотография сделана на похоронах советского дипломата П.Л. Войкова.

За 11 лет до Московского процесса!

Гроб и процессия вырезаны со снимка, как и весь остальной фон. Если присмотреться, можно увидеть неестественное положение руки одного из "конвоиров". При обращении к оригиналу (а снимок с похорон был опубликован в той же "Иллюстрированной России") становится ясно, что изначально рука лежала на крышке гроба. Ретушеры закрасили гроб и процессию, как и весь остальной фон

Получилось убедительно - на десятилетия!

Что подвигло "Иллюстрированную Россию", журнал белой эмиграции, недоступный в СССР, пойти на откровенную фальсификацию? Еще в 1931 году основатель журнала М.П. Миронов в обращении к читателям с горечью констатировал: "Нас больше всего интересовала жизнь и быт современной России, но, увы, мы могли иметь корреспондентов и фотографов где угодно, в каких угодно городах и пунктах земного шара, кроме России. Это налагало известный отпечаток на нашу работу. Приходилось выискивать всеми путями - подчас трудными и нелегальными - фотографии из России..."1. Прибегнув к фальсификации, редакция старалась таким образом решить острую проблему нехватки фотоматериала.

Разумеется, тяга журналистов к "эксклюзиву" не оправдывает их мошеннические методы. Но если бы это относилось только к эмигрантам! Увы, и современные исследователи становятся непреднамеренными соучастниками белоэмигрантской фальсификации. Потому история с "конвоированием" Бухарина и Рыкова весьма поучительна: она наглядно подчеркивает важность обращения к первоисточникам. Беззаботно размещая в своих работах фото, публикаторы пропускают решающую стадию работы над документами - источниковедческую критику.

Буду рад, если моя скромная публикация в "Родине" позволит кому-то из историков, краеведов, журналистов избежать ошибок.

1. Иллюстрированная Россия. № 30. 1931. С. 1.