Село Хушет расположено в Цумадинском районе Дагестана на высоте более двух тысяч метров. Как уже упоминалось, автомобильной дороги к населенному пункту нет. Единственная пешая тропа до места, куда может подъехать машина, - длиной около пяти километров. Продукты и предметы первой необходимости сельчане привозят с "большой земли" на ослах.
20 сельчан, сменяя друг друга, несли женщину на носилках по заледенелой горной тропинке. У ближайшей автодороги их уже ждала машина скорой помощи, которую вызвали по телефону. Однако позже пришло известие, что ребенка женщина все же потеряла. Закончилась бы все иначе, будь к Хушету дорога, остается только гадать. Иногда за больными в село прилетает вертолет санавиации, но в этот раз он не смог подняться в воздух из-за плохой погоды.
В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Дагестана, комментируя инцидент, сказали, что дороги в Хушет нет из-за нехватки денег на столь дорогие строительные работы.
"Село расположено на высоте более двух тысяч метров в местности со сложнейшим рельефом. Попытки проложить дорогу неоднократно предпринимались здесь с 70-х годов прошлого века, но каждый раз возникала нехватка бюджетных средств на такой крупный проект. В связи с этим строительство решено осуществлять поэтапно", - заявили в министерстве.
В нынешнем году начнут прокладывать один из участков трассы к горному селу протяженностью около 13 километров. Как пояснили в минтрансе РД, в регионе более 60 процентов автодорог пролегает в сельской местности, при этом к 30 населенным пунктам нельзя добраться на машине.
"Одна из приоритетных задач дорожного хозяйства Дагестана - ликвидация грунтовых разрывов (участков трасс, где нет асфальта), прежде всего на маршрутах в административные центры муниципальных районов. В последние годы асфальтовыми дорогами соединены Цумадинский и Кулинский районы, ведутся работы в Тляратинском, Цунтинском и Ахвахском районах. Реконструкция автодорог в горной местности - это капиталоемкая работа, поэтому темпы реализации проектов связаны с состоянием бюджета республики", - сказали в министерстве.
Тем временем в Дагестане, не дожидаясь помощи властей, местные жители сами развивают дорожную инфраструктуру. Например, инициативная группа возрождает так называемую "дорогу предков". Она проходит по правому берегу Чиркейского водохранилища в обход Гимринского тоннеля и связывает равнинную часть республики с горными районами.
Гимринский тоннель протяженностью 4300 метров ввели в эксплуатацию в 2012 году. Он считается самым длинным автомобильным тоннелем в России. Этот стратегический объект обеспечивает транспортное сообщение девяти районов горного Дагестана с Махачкалой и центральной частью республики. Если его перекрывают из-за непогоды или дорожного происшествия, автомобилистам приходится делать крюк более ста километров.
Протяженность "народной дороги" составит 30 километров, ширина дорожного полотна - около десяти метров. Около 17 километров уже проложили. Строят ее исключительно на частные пожертвования и средства инвесторов. Люди вносят свой вклад не только деньгами - кто-то дает бесплатно технику в пользование, кто-то горючее и стройматериалы.
Попытки построить эту трассу предпринимали еще в позапрошлом веке. Тогда горцы из подручных средств соорудили колею шириной около двух метров. Этот путь стал кратчайшим от горных сел к низменной части республики. По преданиям, по дороге проезжал писатель Александр Дюма во время своего пребывания в Дагестане. Но со временем о ней забыли, и она пришла в негодность.
По словам организаторов проекта, дорога, кроме своего функционального значения, станет одним из привлекательных туристических маршрутов региона. На ней будет специальная площадка, где с высоты трехсот метров открывается красивая панорама Чиркейского водохранилища. .
Строительство и реконструкцию автодорог к сельским территориям финансируют по госпрограммам РФ "Комплексное развитие сельских территорий" и региональной - "Развитие территориальных автомобильных дорог республиканского межмуниципального и местного значения". По данным ведомства, в 2021 году в горных районах Дагестана потратили на это более 580 миллионов рублей.