- В 1965 году я окончил истфак в Свердловске. В университете как раз открылась кафедра философии, там и работал всю жизнь. Занимался духовными проблемами человека, писал о мотивации личности, потом увлекся темой цивилизации. Выступал на международных конференциях, у меня есть монография "Человек: потребности и ценности". Неплохо, если б государство заинтересовалось моими исследованиями и выделило грант, но этого не произошло.
Занимался я и коммерцией - в 90-х торговал продукцией одной косметической фирмы, но потом мне это надоело.
И вот сейчас я подумал: зачем разменивать себя на баночки, если есть знания и опыт? Хочу зарабатывать, читая лекции по психологии личности. Прежде всего я должен создать продукт. Конечно, говорить на эти темы я могу в любое время суток, но одно дело разговор, а другое - лекция, где все выверено. Затем необходимо освоить соцсети, заняться саморекламой.
Для кого мои лекции? Хорошо бы читать их преподавателям, людям, интересующимся психологией, но такие знания важны и для самопознания, цивилизованного решения жизненных проблем, для общения на работе. Случаются семейные трагедии, проблемы в воспитании детей, возникающие из-за психологической неграмотности. Масса примеров! Буду искать свою аудиторию. Но это следующий этап после создания продукта.
- Я окончила радиофак УПИ в 1979 году и по распределению попала на строящийся радиозавод. Мы были первыми специалистами на новом предприятии! Работала с увлечением - инженером-конструктором, потом, с началом перестройки, в отделе маркетинга и в рекламе. А три года назад ушла на пенсию.
- Теперь ты в нашем распоряжении! - обрадовались дети и внуки. И действительно, я с головой ушла в их жизнь. А себя при этом, как мне кажется, потеряла.
Размышляла, конечно, чем заняться на пенсии, но не видела для себя каких-то возможностей. Информацию про курсы нашли мои дети. Они сами хотели поучиться, но эта программа была бесплатной именно для пенсионеров, да и некогда им - вот меня и отправили. Учеба меня перевернула! Я осознала: надо жить своими интересами, а для начала понять, каковы они. Задумалась, что влекло меня всю жизнь? Оказалось, общение с людьми, творчество и возможность приносить пользу. Для меня все это соединилось в написании поздравлений и сценариев на заказ.
Раньше я всегда делала нечто похожее бесплатно. Чтобы просить за такую работу деньги, надо себя перестроить - так, чтобы уверенно говорить: я это умею и моя услуга чего-то стоит! Предлагать и продавать себя очень сложно. Приходится назначать себе цену, и не всегда она совпадает с тем, что ожидает заказчик. И все-таки получилось, несколько проектов я уже осуществила. Мне удалось создать текст рекламного ролика о танцевальном конкурсе, был заказ на поздравление с днем рождения. Только что я подготовила рассказ о Шигирском идоле для воспитанников детских садов. И от процесса, и от результата получаю большое удовлетворение.
На курсах я узнала, как вести переговоры, как правильно выстроить отношения с заказчиком, который постоянно вмешивается в работу. Все это мне пригодилось! А сейчас я занимаюсь в литературной мастерской. Недавно мои воспоминания о поездке в Ригу в августе 1991 года попали на страницы книги "Мои 90-е". Это случилось благодаря людям, с которыми я познакомилась на курсах. Мир заиграл совсем другими красками! Через обучение мне открылась дверь в современность, я нашла новых друзей и единомышленников.
Главное, что я поняла: наш возраст не проблема, а преимущество. Я не искала применение своему опыту инженера-конструктора. Оказалось востребованным мое второе "я", творческое и общественное. И это вдохновляет!
- Я поступила на торгово-экономический факультет, начинала в торговле, позже - в отделе сбыта промышленного предприятия. Сейчас по специальности я однозначно не хочу работать. Пять лет назад в магазине увидела книжку про точечную роспись. Почитала в Интернете, какие нужны материалы, взяла у внучки небольшую тарелочку, расписала, и у меня сразу получилось. Потом в дело пошли обложки для паспорта, бутылки, я осваивала разные техники. Потихоньку начались продажи.
Хоть я и профессиональный торговый работник, правильно оценить свой труд было трудно и мне. Раньше, когда продавала чужое, проблем не возникало: сказали цену - и она окончательная. А как оценить свое? На ярмарке впервые услышала: "У тебя классные работы, продвигай себя". Ценность того, что ты делаешь, понимаешь, когда получаешь отзывы. Сейчас я занимаюсь витражной и точечной росписью тарелок. У меня уже появился свой стиль, и он узнаваемый. С каждым днем все больше и больше кайфую от творчества!
Покупателей нашла не сразу. Деньги в продвижение я ни разу не вкладывала, просто размещала фото на различных интернет-площадках. Заказы получаю в основном из Москвы и Санкт-Петербурга. У меня есть серия тарелок "Урал", я их продаю через сувенирный магазин. На курсах узнала больше: как продвигать товары в Интернете, как фотографировать их для рекламы. Я не ставлю планки, до которых нужно дотянуться, не составляю бизнес-планы. Просто наслаждаюсь процессом!
Я пришла на учебу практически с готовым продуктом, а большинство слушателей всю жизнь были хирургами, инженерами. Им казалось, они ничего больше не умеют. Потом, в процессе обучения, я увидела, как у людей открываются глаза! Они начинают ценить себя и то, что они, оказывается, умеют делать. Кто-то пишет прикольные стихи, кто-то рассказчик хороший, кто-то любит организовывать праздники. И очень полезно быть в потоке таких же людей, как ты: мы сомневаемся, не знаем, что делать, а потом осознаем свои возможности.
Наталья Кадешникова, руководитель социального проекта "Академия осознанного долголетия КомУза", автор курса:
- Выходя на пенсию, человек становится бабушкой или дедушкой, а собственно человеком, со своими мечтами и планами, как будто перестает быть. Его охватывает инфернальный страх будущего и растерянность! Многие посвящают жизнь внукам и грядкам, прячутся от проблем в безопасную сферу. Как результат - неизбежная деградация.
Есть много программ для людей пожилого возраста. Пенсионеров поддерживают, веселят, но не помогают адаптироваться к современному миру. Цель нашего проекта - сначала выработка стратегии, а затем устойчивое саморазвитие. А начинается все с самооценки: кто я, что могу и чего хочу.
Справка "РГ"
Обучение по программе "Предпринимательская грамотность для слушателей 50+" проходило в Уральском федеральном университете в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".