издается с 1879Купить журнал

"По долинам и по взгорьям..."

В истории знаменитой песни переплелись легенды, реальные события и трагические судьбы

В истории знаменитой песни переплелись легенды, реальные события и трагические судьбы. Ее происхождение - настоящий ребус.

Началось все с того, что 20-летний Петр Парфенов, родом из-под Уфы, сменив в юности множество работ и обойдя полстраны, оказался в Приморье. Здесь он влюбился в гимназистку Веру Смага и посвятил ей стихи:

  • По долинам, по загорьям
  • Целый месяц я бродил.
  • Был на реках и на взморье,
  • Не жалея юных сил...
Петр Парфенов - подпоручик 186-го пехотного запасного полка. 1916 год.

От Гиляровского до Дроздовского

Шел 1914 год. С началом мировой войны Парфенов попал в Иркутское военное училище, где обнаружил, что под любовные рифмы удобно маршировать. Юнкера, чеканя шаг, хором распевали их; на какую мелодию - неизвестно.

Годом позже знаменитый журналист Владимир Гиляровский опубликовал патриотические стихи "Марш сибирских стрелков" с тем же размером:

  • Из тайги, тайги дремучей,
  • От Амура, от реки,
  • Молчаливо, грозной тучей
  • Шли на бой сибиряки...
  • Эх, Сибирь, страна родная,
  • За тебя мы постоим,
  • Волнам Рейна и Дуная
  • Твой привет передадим!

Следом, уже на Гражданской, белый полковник Баторин сочинил "Марш Дроздовского полка" - возможно, взяв стихи Гиляровского за образец:

  • Из Румынии походом
  • Шел Дроздовский славный полк,
  • Во спасение народа
  • Исполняя тяжкий долг...
  • Шли дроздовцы твердым шагом,
  • Враг под натиском бежал.
  • И с трехцветным русским флагом
  • Славу полк себе стяжал!

Мелодию для марша дроздовцев написал (хотя есть те, кто в этом сомневается) в 1919 году Дмитрий Покрасс, подвизавшийся тогда в ростовском варьете "Кривой Джимми". Всего год спустя он станет (вместе с братом Даниилом) автором краснознаменного "Марша Буденного", впоследствии - целого ряда знаменитых советских песен: "Дан приказ ему на запад...", "Три танкиста"... Музыка ушла в народ.

И тут в нашем сюжете вновь возникает Петр Парфенов.

Петр Парфенов в 1937-м...

Революционная муза

Награжденный на Первой мировой войне Георгиевским крестом и печатавший стихи под псевдонимом Петр Алтайский, Парфенов на крутом переломе истории оказался у красных, потом у белых (дослужился до подполковника) и вновь у красных. В начале 1920 года вновь попал во Владивосток, город своей первой любви, где власть взяли большевики. Тогда-то ему, начальнику политотдела штаба Красной Армии Приморской области, и поручили написать солдатскую песню.

"Казалось, что близок конец разрушительной гражданской войне, атаманам и капиталистам не оставалось больше никакого убежища, кроме отрезанной с трех сторон семеновской Читы", - вспоминал Парфенов. Взобравшись на Комаровскую сопку, он написал песню, переделав свои старые стихи. Возможно, при этом поэт держал в голове и мелодию Покрасса, и строки Гиляровского.

Так появился первый вариант песни, вскоре ставшей знаменитой:

  • По долинам, по загорьям
  • Шли дивизии вперед,
  • Чтобы с боем взять Приморье -
  • Белой армии оплот.
  • Чтобы выгнать интервентов
  • За рубеж родной страны
  • И не гнуть пред их агентом
  • Трудовой своей спины.
  • Становились под знамена,
  • Создавали ратный стан
  • Удалые эскадроны
  • Приамурских партизан.
  • Этих дней не смолкнет слава,
  • Не забудут никогда,
  • Как лихая наша лава
  • Занимала города.
  • Сохранятся, точно в сказке,
  • Вековые будто пни,
  • Штурмовые ночи Спасска,
  • Николаевские дни.
  • Как мы гнали атаманов,
  • Как громили мы господ
  • И на Тихом океане
  • Свой закончили поход.
А. Ромасюков. Чины Дроздовской дивизии, построившись в каре, отбивают атаки красной конницы.

Редактура товарищей

Слушатели подвергли текст товарищеской критике. Красные только-только заключили перемирие с японскими интервентами, в силу чего напоминать о недавних боях против них в Николаевске-на-Амуре сочли некорректным.

Парфенов вновь засел за рифмы. Но 4-5 апреля 1920 года грянуло "японское выступление" во Владивостоке: интервенты арестовали и казнили большевистских лидеров Сергея Лазо, Алексея Луцкого, Всеволода Сибирцева - кузена писателя Александра Фадеева. Сам Фадеев, имевший партизанский псевдоним Булыга, был в те же дни ранен в Спасске-Дальнем в бою с японцами. Красным стало не до песен: пришлось уходить в сопки или в подполье.

И уже в феврале 1922 года, когда произошло сражение под Волочаевкой, Парфенов сообразил: "николаевские дни" следует заменить "волочаевскими". А в октябре красные, как и предрекал поэт, "на Тихом океане свой закончили поход".

Так песня о событиях 1920 года стала символом исторических событий 1922-го... Но на этом ее славная и трагическая история не закончилась...

Памятник "Борцам за власть Советов на Дальнем Востоке". Владивосток.

"Строчки с кровью убивают..."

Несколько лет спустя текст доработал поэт Сергей Алымов, в годы Гражданской войны живший во Владивостоке и Харбине, переводивший японскую поэзию и сочинявший футуристические стихи. Именно он заменил "загорья" на "взгорья". В алымовской редакции "Марш дальневосточных партизан" и вошел в 1929 году в репертуар Ансамбля красноармейской песни Александра Александрова. Причем композитором поначалу указывался не Покрасс, а некий ротный командир Илья Атуров, от которого песню услышал Александров. Сам руководитель ансамбля, обработавший мелодию, стал считаться ее соавтором.

А потом разразился скандал.

В 1934 году группа литераторов и бывших партизан напечатали в "Известиях" статью, в которой утверждали: автор текста - не Алымов, а Парфенов. Последний к тому времени сделал неплохую карьеру: работал в Коминтерне, редактировал журналы "Советский путь" и "Коллективист", возглавлял Госплан РСФСР, стал членом Союза писателей, опубликовал ряд исторических книг о Гражданской войне.

Казалось, справедливость восстановлена. Но вскоре имя Парфенова надолго предали забвению: его арестовали и в 1937 году расстреляли по ложному доносу как контрреволюционера.

"О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют, что строчки с кровью убивают, нахлынут горлом и убьют..." - это и о нем напишет Пастернак.

В 1956 году поэта реабилитировали посмертно, через шесть лет вдова в суде подтвердила его авторские права на песню.

Читайте нас в Telegram

Новости о прошлом и репортажи о настоящем

подписаться