Мало кто из школьников, когда до выпускного бала еще далеко, задумывается над тем, чем будет заниматься во взрослой жизни. Выбирают будущую профессию чаще всего по совету друзей, родителей, следуя моде или вообще по принципу "так получилось". И уже получив высшее образование, понимают, что выбрали неинтересную для себя специальность, зря потратили время, а часто и деньги. Чтобы дать ребятам больше времени на самоопределение, набор предпрофессиональных классов, где они могут примерить разные профессии, в московских школах становится все шире. Чтобы заинтересовать ребят предпринимательством и журналистикой, в качестве учителей пригласили к ним преподавателей лучших вузов страны, научно-исследовательские институты и бизнес-сообщество.
"Инициатива открытия этих направлений в школе принадлежит самим ученикам, - рассказала корреспонденту "РГ" заместитель руководителя департамента образования и науки Москвы Наталия Киселева. - Современные дети не делят жизнь на реальную и виртуальную, они интересуются всеми аспектами. Медиаграмотность - неотъемлемая часть современной жизни. А предпринимательские классы необходимы потому, что у школьников уже есть свои уникальные идеи стартапов. Наша задача - предоставить ребятам возможность выбора, варианты курсов, где они могут осваивать будущую профессию". По данным ведомства, медиаклассы открылись в 66 школах. Занимаются в них полторы тысячи старшеклассников. Изучают азы журналистики и тележурналистики, стараются лучше овладеть английским и русским языками, обществознанием. Курируют эти классы во многих школах известные тележурналисты, блогеры, делясь своим опытом, рассказывая о важности профессий, а также о прикладных аспектах медийного пространства. Например, как отличить фейки от новостей, как не потеряться в интернете.
По словам доцента факультета журналистики МГУ имени Ломоносова, куратора проекта "Медиакласс в московской школе" Анны Толоконниковой, интерес к проекту растет. "На нас постоянно выходят новые школы, которые хотят открыть медиаклассы. Таких обращений в разы больше, чем было на старте проекта, - говорит она. - Мы готовили программы совместно с департаментом образования и науки Москвы. В первом полугодии у школьников еще не было учебников. Но сейчас мы завершили работу над ними, и в ближайшее время учебники будут доступны детям. Курсы повышения квалификации по методам преподавания журналистики у нас на факультете сейчас проходят полсотни школьных учителей. Я удивилась, но среди них есть не только специалисты по русскому языку или литературе, пришли поучиться преподаванию в медиаклассе даже учителя начальных классов!" Толоконникова уверена, что после углубленного изучения профильных предметов, участия в университетских олимпиадах ребята лучше поймут свои склонности.
Согласна с ней и доктор экономических наук, профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Быкова, курирующая предпринимательские классы. "Такие классы открыты в 44 школах города, в них занимаются около тысячи учеников, - говорит она. - Наши преподаватели ведут уроки. Например, ребята на уроках разрабатывают бизнес-проекты. Отлично, что у школьников появилась возможность на практике знакомиться со сферой экономики. Нам это позволит получить мотивированных и заинтересованных студентов, а в будущем - успешных представителей бизнеса.
Всего в столице в предпрофессиональных классах учатся более 50 тысяч учеников, или около половины всех старшеклассников города. И число ребят ежегодно растет, например, в прошлом году учеников в этих классах было на 5 тысяч меньше. Самым популярным направлением остаются кадетские классы, в которых учатся более 26 тысяч подростков. Такие классы открыты в 261 школе. На втором месте по популярности - инженерные классы, их выбрали 10,5 тысячи учащихся в 152 школах. На третьем месте - медицинские классы. Они представлены в 97 школах, стать медиками мечтают более 6 тысяч школяров. Четвертое направление по востребованности - IT-классы. В этом проекте участвует 75 школ, более 3,5 тысячи учеников. Учителями пробуют стать более 2 тысяч человек в 47 школах. Проект "новый педагогический класс" появился уже в ковидную эпидемию, в 2020 году. Как рассказала "РГ" Кристина Мартынова, ученица нового педагогического класса школы N 1492, на ее выбор повлияла программа подготовки. "Мне очень понравилась программа обучения. Здесь много предметов, которые пригодятся в жизни, - рассказывает школьница. - Изучаем психологию, социально-правовые аспекты, ораторское искусство".
Чтобы теория подкреплялась практикой, в распоряжении школяров имеется высокотехнологичное оборудование, например 3D-принтеры и сканеры, тренажеры для отработки навыков первой помощи, различные инструменты лабораторий. Как рассказал "РГ" выпускник школы N 1502 "Энергия" Максим Татарников, именно практическое умение работать на современном оборудовании помогло ему успешно сдать предпрофессиональный экзамен в конце 11-го класса. "Этот экзамен - итоговый для таких классов, при успешной его сдаче добавляются дополнительные баллы к Единому государственному экзамену, - рассказал Максим. - Я сдавал инженерную графику в программе "Автокад". Работа имела успех, полученных дополнительных баллов мне хватило, чтобы пройти на бюджетное отделение физфака Высшей школы экономики".
Как рассказали "РГ" в департаменте образования и науки, все больше случаев, когда выпускники предпрофессиональных классов получают не только дополнительные баллы, но и работу. Выпускники медицинских и IT-классов идут просто нарасхват. Как отметила преподаватель английского языка и куратор предпрофессиональных классов школы N 1532 Ксения Гладникова, у них уже есть одиннадцатиклассники - будущие сотрудники компании в Сколково, с которыми заключили отложенные трудовые договоры. "Ребята проявили себя на олимпиадах, после окончания вуза получили приглашения на работу, будут развивать композитные технологии", - рассказывает Гладникова. Впрочем, по словам учителей, заключение трудового договора - не самоцель. Главное в предпрофессиональных классах - помочь ребенку определиться с будущей профессией. Как рассказал куратор академического класса и учитель информатики и физики школы N 444 Роман Колтунов, у них был случай, когда школьник, с детства мечтавший быть врачом, поступив в медицинский класс, поменял свое решение: "Предпочел смежную дисциплину - биотехнологии - и перешел в инженерный класс".
Для поступления в предпрофессиональные классы девятиклассникам нужно успешно сдать Основной государственный экзамен по математике и русскому языку и профильным предметам. А еще написать мотивационное письмо, указав, почему выбрал именно данное направление. С этого года ребятам упростили оформление портфолио: проектная деятельность, участие в конкурсах, спортивные достижения собраны в виртуальном формате на платформе "Московской электронной школы".
Контакт
Вся необходимая информация по школам с предпрофессиональными классами собрана на специальной платформе www.profil.mos.ru