Страхование посевов защищает бизнес сельхозтоваропроизводителей от капризов природы. По закону казна выплачивает за аграриев половину стоимости страховки. За десятилетие на это ушли десятки миллиардов бюджетных рублей. Деньги проходят через минсельхоз РФ и, согласно бюджету, тратятся на развитие сельского хозяйства. По факту они, скорее всего, помогают развиваться одному из секторов страхового бизнеса. Аграрии же после реальных катаклизмов и гибели урожая получают значительно меньшие компенсации, чем прописано в договорах. Страховщики не торопятся расставаться с деньгами. Они используют такие тонкости в договорах, в которых даже юрист ногу сломит, не то что рядовой фермер.
Например, по правилам, принятым минсельхозом, Центробанком и страховщиками, если из двух-трех опасных природных явлений на территории хотя бы одно покажется экспертам страховой компании не повлиявшим на урожай, аграрий не получит ничего. И таких примеров масса, в том числе на территории Ставропольского края, который сильно пострадал от непогоды в 2020 году.
Недавно ко мне обратились избиратели из Буденновского района. Там сельхозпредприятию страховая компания отказала в выплате. Аргументировали тем, что к моменту вступления в силу договора страховое событие уже состоялось. Хозяйство не получило возмещение на сумму более 100 миллионов рублей. По моему мнению, компания, заключая договор, уже готовилась к тому, что платить не будет. Стоит отметить, что ее премия составляла 10 миллионов рублей. Половина из них - бюджетные.
В приватных беседах аграрии рассказывают, как представители страховщиков предлагали им 20-30 процентов от причитающихся выплат либо ничего. Можно, конечно, погрязнуть в дорогостоящих судебных тяжбах против корпораций с мощными юридическими службами, но обычно рядовым сельскохозяйственникам не до того. После природных катаклизмов и неурожая у них одна задача - выжить. Нужно расплатиться с кредиторами, работниками, пайщиками, а также вновь засеять поля, иначе хозяйство попросту погибнет. Чаще всего аграрии в такой ситуации берут то, что дают, а судиться после не могут: соглашение о выплате запрещает последующие претензии. Хотят ли после такого аграрии тратить на страхование? Конечно, нет. И никого не воодушевляет даже то, что государство заплатит половину.
Система господдержки агрострахования многие годы реформировалась, чтобы удалить с рынка мошенников. Так, появился Национальный союз агростраховщиков - только его члены могут получать господдержку. При этом госорганы, которые вкладывают средства, не могут проконтролировать, получили ли пострадавшие растениеводы справедливые выплаты. У них попросту нет полномочий. В то же время в стране полностью отсутствует какое-либо объединение страхователей, которое могло бы профессионально защищать интересы сельхозтоваропроизводителей.
Кстати, в 2021 году минсельхоз выделил дополнительные деньги (из полученных от пошлины на экспорт зерна) на помощь пострадавшим аграриям в 16 регионах страны. Как минимум в четырех из них не было ни одного застрахованного хозяйства. Это само по себе говорит о том, что механизм агрострахования не признан аграриями как эффективное средство защиты от погодных явлений. Почему государству приходится тратить миллиарды рублей, которые должны выплачивать страховые компании?
Важно отметить, что большая часть пахотных земель в России находится в климатических зонах с высокой степенью риска. По наблюдению специалистов, из-за глобального потепления сельское хозяйство в стране в любой момент может оказаться на грани выживания. В связи с этим необходимо обеспечить реальную защиту аграриев от возможных катаклизмов. Как раз на это нацеливает доктрина продовольственной безопасности, подписанная президентом Владимиром Путиным.
В прошлом году состоялась "косметическая" реформа в виде страхования при ЧС. В данном случае страхователю компенсируют не убытки, а лишь часть затрат. Это более дешевый, но менее эффективный аналог обычного агрострахования. Режим ЧС объявляют далеко не при каждом катаклизме. По мнению экспертов, такая мера поможет увеличить площадь застрахованных посевов, но реально не обезопасит сельское хозяйство.
Сейчас есть несколько действенных способов изменить ситуацию. В идеале необходимо создать единую государственную агростраховую компанию при министерстве сельского хозяйства РФ с филиалами в регионах. Весь ее доход, не израсходованный на компенсационные выплаты в текущем году, должен пополнять запас на случай следующих выплат либо возвращаться в бюджет.
Переходный вариант - утверждение единой и неизменной формы договора и соглашения об урегулировании убытков. Документ не должен содержать термины и положения, которые можно трактовать двояко. Не нравится работать по такому принципу - добро пожаловать на свободный рынок, но уже без господдержки.
Вместе с тем решения о страховых выплатах при агростраховании с господдержкой должны приниматься в досудебном порядке. Последнее слово нужно оставить за специальными межведомственными комиссиями, как это делают при других ситуациях, связанных с ЧС. В них обязательно должны присутствовать специалисты государственных органов, включая МЧС. Аграрии больше доверяют государству, чем частным страховым компаниям.
Страна не позволяет частным компаниям управлять железными дорогами, оборонной промышленностью или ядерной энергетикой. Так почему такую серьезную вещь, как продовольственная безопасность, отдали на откуп фирмам, в которых топ-менеджмент заботится лишь о росте доходов?