Сейчас за безбилетный проезд в автобусе, троллейбусе или трамвае штрафуют на 500 рублей, а в подземке - на тысячу. Предполагается, что после внесения изменений в городской закон об административных правонарушениях сумма штрафа станет единой для всех видов транспорта и достигнет 2,5 тысячи рублей.
Казалось бы, это логично: плату за проезд подняли - вслед за ней повышают и финансовое наказание для тех, кто ее не вносит. Но все не так просто. В Петербурге продолжается "долгоиграющий" эксперимент по переходу на бескондукторную систему оплаты проезда. И возникает вопрос: возможно, повышение штрафов связано с увеличением числа безбилетников?
Однако ни на одном транспортном предприятии корреспонденту "РГ" не подтвердили эту информацию. Такое впечатление, что количество "зайцев" - закрытые данные. Только в пресс-службе метрополитена уточнили, что за проезд у них не платит лишь небольшой процент пассажиров. Но перепрыгивать через турникеты гораздо сложнее, чем просто не достать из кармана "Подорожник" или не подойти к водителю с наличными в автобусе без кондуктора.
Отказ от этих сотрудников как устойчивый тренд транспортники также не подтверждают.
- У нас на бескондукторную систему экспериментально переведено около трети маршрутов, - сообщила представитель ГУП "Горэлектротранс" Дарья Тимофеева. - Это сделано для изучения поведенческой модели пассажиров. Номера этих маршрутов мы публично не освещаем для чистоты статистики, чтобы пассажиры заранее не знали, где нет кондуктора.
У предприятия "Пассажиравтотранс", по его данным, в таком режиме работают только несколько маршрутов с невысокой наполняемостью. Кондукторы останутся на большинстве автобусных линий, сокращать этот персонал не планируется, отметила пресс-секретарь предприятия Татьяна Клепикова.
- Но с развитием технологий и современных систем функциональные обязанности кондукторов, безусловно, будут эволюционировать. Сегодня многие задачи автоматизированы, их выполняет бортовое оборудование, - поясняет сотрудник "Пассажиравтотранса".
Информация по бескондукторным маршрутам и результатам такого эксперимента аккумулируется в городском комитете по транспорту. Там отмечают, что он проходит успешно, петербуржцы проявляют сознательность: как показывают проверочные рейды, лишь менее десяти процентов пассажиров не оплачивают проезд. При этом горожане и гости города, по данным комтранса, считают такую систему оплаты удобной.
Но у нее есть и явные минусы. Один из главных - случаи когда невозможно расплатиться банковской картой, если валидатор дает сбой. Эта проблема касается прежде всего гостей города, у которых нет "Подорожника" или проездных. В итоге они вынуждены выходить из автобуса или ехать "зайцем" поневоле.
Сообщалось, что при переходе на новую модель транспортного обслуживания кондукторы останутся только на самых напряженных направлениях и в центре Петербурга. Но уже сегодня их нет, к примеру, в автобусе N 191, который идет по Невскому проспекту. И у туристов могут возникать трудности. Присутствие кондуктора все-таки сильно повышает вероятность того, что проезд оплатят все пассажиры.
В комментариях к сообщениям о повышении штрафов сами горожане как раз ссылаются на проблемы с валидаторами: "Надо, чтобы они исправно принимали банковские карты и Единые карты петербуржца".
В апреле 2022 года в Петербурге должны появиться билеты с QR-кодами для проезда на общественном транспорте. Их надо будет заранее купить в точке продажи, а затем приложить штрих-кодом к валидатору в салоне. Для этого способа оплаты также важно, чтобы оборудование срабатывало без проблем.