Заявления Конашенкова стали логическим продолжением состоявшихся днем ранее встреч президента России Владимира Путина с министрами иностранных дел и обороны.
Глава МИД России Сергей Лавров доложил Путину соображения насчет того, вести ли дальше диалог с Западом по гарантиям безопасности. Он подверг критике ответы США и их союзников по НАТО на предложения России, в том числе по ключевому для нас вопросу нерасширения альянса.
Тем не менее твердая линия Москвы вынудила Вашингтон и Брюссель включиться в предметный диалог по архитектуре европейской безопасности. Свою позицию Россия последовательно доводила по разным каналам: это и предложения по гарантиям безопасности, опубликованные в декабре прошлого года, и последовавший за этим марафон переговоров в самых разных форматах - от двусторонних контактов с лидерами США, Германии и Франции до дискуссий по линии профильных ведомств, а также на площадках НАТО и ОБСЕ. Это и демонстрация военной мощи ВС РФ в ходе учений, которые, к слову, Россия проводит на своей территории и никаких международных обязательств при этом не нарушает.
В последние годы США самовольно выходили из международных договоров в сфере безопасности и игнорировали позицию России, озвучивая бесчисленные нападки. Но после решительных сигналов из Москвы, как отметил глава МИД РФ, в ответах США и НАТО прозвучали "конструктивные" идеи, в частности о ракетах средней и меньшей дальности, мерах по снижению военных рисков.
Отвечая на вопрос президента РФ о том, имеют ли переговоры с Западом шансы на успех, Лавров заявил, что "шанс есть всегда, возможности не исчерпаны". Но глава МИД подчеркнул, что Россия и далее будет добиваться от западных коллег гарантий безопасности по всем пунктам, а также будет настаивать на принципе неделимости безопасности. Руководство России неоднократно давало понять, что не позволит бесконечно затягивать переговоры и готово к военно-техническому ответу в том случае, если Запад не будет проявлять конструктивной позиции.
Москва с самого начала предлагала путь переговоров по безопасности в Европе, но США и их союзники, прежде всего Великобритания, подменяли этот диалог военной истерикой вокруг Украины. Для этого Белый дом несколько месяцев распускал домыслы о якобы грядущем "российском вторжении", накачивал Украину оружием, угрожал Москве новыми санкциями. И Украиной дело не ограничивалось. Например, Сергей Шойгу на встрече с Путиным рассказал об инциденте с американской подводной лодкой типа Virginia, которую российские военные 12 февраля выпроводили из территориальных вод у берегов Курил.
Нельзя не отметить и тот отрезвляющий эффект, который линия России оказала на киевскую партию войны. Киев привык разыгрывать карту "российской агрессии" чтобы выбивать помощь от Запада. Но теперь даже руководство Украины все громче стало перечить той военной истерии, к которой его подталкивали США.
Вашингтон же так долго запугивал всех якобы грядущим "российским вторжением" на Украину и даже перенес свое посольство из Киева во Львов, что выкрутиться теперь будет непросто. Но часть западных журналистов уже предположили, что президент США Джозеф Байден теперь представит все так, будто его действия предотвратили конфликт. Что ж, пускай администрация Байдена убеждает американцев в том, что его несбывшиеся фантазии - это существенный внешнеполитический успех. Для России неоспоримым результатом остается тот факт, что ей удалось усадить США и их союзников по НАТО за стол переговоров по архитектуре безопасности в Европе.