17.02.2022 10:53
    Поделиться

    Казанский путешественник побывал в 110 странах

    Их архива Фарида Эфенди

    Первую поездку за рубеж казанец Фарид Эфенди совершил в конце 1990-х и с тех пор, как он шутит, уже не смог остановиться. Вся его жизнь превратилась в одно большое путешествие. За свои неполные 60 лет он побывал в 110 странах, предпочитая комфортным туристическим маршрутам малоизведанные опасные места и общение с дикими племенами.

    Альбом с фотографиями

    Фарид Эфенди принимает нас дома. Прежде чем начать беседу, хозяин предлагает посмотреть его фотоальбом. Как говорится, лучше один раз увидеть. Беру его в руки и выпадаю из реальности минут на 15. Словно листаешь подшивку "Вокруг света" или National Geographic. А с пояснениями Фарида Эфенди снимки и вовсе оживают. Вот, например, свадьба короля Свазиленда Мсвати III - ежегодное торжество, связанное с выбором очередной жены.

    - Представляете, на стадионе собираются 70 тысяч девственниц со всей страны и танцуют перед ним. Зрелище просто потрясающее! - делится он впечатлениями.

    А вот путешественник в гостях у африканских пигмеев. Угощает их конфетами.

    - Обратите внимание, они их вместе с оберткой едят, - смеется Фарид Эфенди. - Видимо, никогда раньше не видели.

    На очередном снимке наш герой сидит в окружении грозных папуасов. В их компании он отметил свой день рождения на архипелаге Бисмарка - группе островов, относящихся к Папуа-Новой Гвинее, куда добирался четверо суток на самолетах с пересадками.

    - Это потомки людоедов, - рассказывает Фарид. - Да и сейчас там каннибализм не редкость. Например, был случай, когда во время выборов сторонники одной партии съели депутата другой, полагая, что таким образом его голоса перейдут к ним.

    Перечислять увиденное в альбоме можно долго: величественные пирамиды инков и майя, фантастические закаты в саванне, экзотические рынки, где торгуют черепами всевозможных животных. Наконец отрываюсь от этого калейдоскопа и предлагаю поговорить.

    В Бразилию за пираньями

    О путешествиях Фарид Эфенди мечтал, еще будучи деревенским мальчишкой. А началось все с необычной находки.

    - У меня прадеды были купцами. А дяди нашли старинные монеты, принадлежавшие им, - вспоминает он, - и отдали мне. Я потихоньку стал их выменивать на иностранные - из Германии, Венгрии и других стран. И мне стало интересно: вот бы там побывать! Понятно, что в советское время это было невозможно. После девятого класса в каникулы я пошел на завод и на заработанные деньги съездил в Крым. Это стало моим первым путешествием.

    Когда Советский Союз развалился, перед Фаридом Эфенди открылся весь мир. В 1990-е у него был свой бизнес, так что средства для поездок за рубеж имелись.

    - Сначала я побывал в Монте-Карло, а потом решил отправиться в Рио-де-Жанейро, исполнить мечту Остапа Бендера, - смеется он. - Я знал, что там грабят туристов, поэтому на всякий случай взял несколько часов и фотоаппаратов. Но в итоге ничего там у меня не украли.

    Поездка в Бразилию выдалась насыщенной. Фарид ловил пираний с индейцами на пироге, а еще облетел на вертолете знаменитую статую Христа.

    - Мне так понравилось, что я потом слетал на границу Аргентины с Парагваем, где находятся водопады Игуасу, - рассказывает он. - Про них мало кто слышал, но они самые крутые. Американцы, когда приезжают, говорят, что Ниагара по сравнению с ними, как вода из крана. Около двухсот каскадов, зрелище просто сказочное! Ну и все, вернувшись домой, я понял, что уже не смогу жить прежней жизнью, работая по 25 часов в сутки. Нужно успеть увидеть весь мир.

    Вскоре он перевел бизнес в дистанционный формат и начал новую, полную приключений жизнь.

    Африканцы называют нас мзунгу

    Фарид Эфенди не выбрал прогулочный туризм с комфортабельными отелями, пляжами и стандартным набором экскурсий. Нет, его увлекали страны, мало затронутые цивилизацией, а значит, сохранившие свою самобытную культуру. Он на собственном опыте понял, как быстро наступает глобализм, а потому спешит застать народы в их первозданном виде.

    - Еще пятнадцать лет назад в Африке носили на головах кувшины из тыквы, а теперь вместо них китайские пластиковые ведра, - сетует он. - А как странно видеть представителей различных племен на традиционных праздниках с планшетами в руках!

    На Черный континент выпала немалая доля поездок Фарида Эфенди. Здесь великолепная природа и загадочные народы. Путешествия по Африке, конечно, небезопасны. Казанец давно обзавелся гидом и телохранителем. И без него по стране старается не передвигаться. Однажды в Камеруне он ненадолго угодил в местную кутузку - полиция вымогала деньги. Но все обошлось. Зато потом ему довелось увидеть удивительный пляж Лимбе с черным песком. И очень яркое впечатление оставило общение с гориллами.

    - Мы приехали к ним в сопровождении рейнджеров. Они умеют имитировать язык обезьян, и те их понимают. Самцы им даже отвечают. Страшно было к ним приближаться, но и сфотографировать хочется! Я потом спросил у рейнджеров, едят ли они горилл (мясо обезьян в Африке употребляют). Тот сказал: "Нет, вы что. Это же не обезьяны!" И по их взглядам я ощутил, что они воспринимают горилл как родственников.

    По наблюдениям путешественника, чем беднее страна, тем радушнее местные жители. Всегда усадят за стол, угостят последним. Африканцы очень добрые и наивные. Как дети.

    - А вообще нас там зовут мзунгу. Это переводится как "бесцельно шатающийся белый человек", - смеется мой собеседник. - У них просто в голове не укладывается, для чего вообще нужно путешествовать.

    А Фариду, напротив, трудно без этого представить себе жизнь. Он признается, что в поездках не может спать дольше трех часов: жаль времени на сон. Встает засветло, берет в руки фотокамеру и в путь!

    - Примерно полгода провожу в путешествиях, а когда, устав, возвращаюсь, думаю: "Все, больше никуда не поеду в этом году!" И тут друг из Америки звонит: "Фарид, мы полетели к племенам мурси, ты с нами?" Я тут же подрываюсь: "Все, давайте!"

    Музей в комнате

    Фарид Эфенди на разговорном уровне освоил несколько языков. Помимо родных татарского и русского, он говорит на английском, французском, испанском и китайском. Самую малость владеет арабским, азы еще в детстве ему дала бабушка.

    За время своих странствий он собрал огромную коллекцию сувениров. Одна из его комнат превратилась в настоящий этнографический музей. Стены увешаны ритуальными масками, повсюду экзотические статуэтки и музыкальные инструменты.

    - Возьмите эту чашу. Ни за что не догадаетесь, из чего она, - протягивает путешественник один из экспонатов. - Конский волос и смола! Ее я привез из Мьянмы. А вот висит ожерелье, которое подарили мне папуасы на архипелаге Бисмарка в день моего рождения. А это нож, которым представитель племени темберема из африканского государства Того убил крокодила. Многие из этих вещей я выменял. Диким племенам деньги не нужны. А я закупаюсь фонариками-жужжалками и показываю им, вот, мол, работают без батареек. Они приходят в восторг!

    Коллекции этого домашнего музея еще предстоит пополняться. У Фарида Эфенди множество планов. Он побывал на всех континентах, кроме Антарктиды, а значит, она в списке главных целей. Путешественник мечтает поймать кадр с императорскими пингвинами. К трудностям он всегда готов.

    - Самое опасное для путешественника - это когда тебе визу не откроют, - смеется он. - А с остальным справимся.

    Поделиться