Европейские страны и Россия взаимно закрывают воздушное пространство

Страны Евросоюза вводят санкции против гражданской авиации России. Пока европейские государства и Россия обмениваются взаимными запретами полетов над своей территорией, угроза нависла над основной частью парка воздушных судов, используемых российскими авиакомпаниями. В ЕС заявили о запрете поставок в Россию новых самолетов, запчастей, а также остановки лизинга воздушных судов. Тем временем минтранс и Ростуризм разрабатывают план вывоза российских граждан из-за рубежа.
AP

К моменту подписания номера Россия закрыла свое воздушное пространство для авиакомпаний Румынии, Латвии, Литвы, Словении, Эстонии, Великобритании, Болгарии, Польши и Чехии. В Росавиации объяснили, что такие меры приняты в ответ на "недружественные решения авиационных властей" европейских стран. Помимо этих государств о закрытии воздушного пространства для российских авиакомпаний также объявили Австрия, Дания, Ирландия, Испания, Канада, Бельгия, Швеция и несколько других стран. В итоге глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен заявила на пресс-конференции 27 февраля, что все принадлежащие России, зарегистрированные в стране и находящиеся под ее контролем самолеты не смогут приземляться, взлетать или пролетать над территорией ЕС. Запрет касается любых самолетов, в том числе частных.

Теперь, как считают эксперты, Россия также закроет свое воздушное пространство для европейских авиакомпаний. Им придется облетать всю Россию на пути в Азию, продолжительность полетов увеличится на несколько часов, вырастут и расходы, говорит руководитель портала "Авиа.ру" Роман Гусаров.

Облетать ЕС придется и российским авиакомпаниям, например по пути в Египет или Турцию. Однако российским авиакомпаниям и сейчас приходится выполнять рейсы в обход закрытых для полетов южных регионов России. В итоге время полета на зарубежные курорты в Египте или Турции, по оценке Ростуризма, увеличилось в среднем от 45 до 90 минут.

Самолеты в Калининградскую область теперь будут летать по другому маршруту.

РейсывКалининград будут выполнять над нейтральными водами Балтийского моря. Время в полете из Москвы увеличится на час, а из Санкт-Петербурга - на 20-30 минут.

По данным Flightradar можно заметить, что над территорией Украины сформировалась зона без полетов. Авиакомпании облетают воздушное пространство этой страны подальше через северные территории. Например, рейсы авиакомпании Air China из Франкфурта в Пекин и из Франкфурта в Шанхай проходили через территорию Эстонии и России.

Российские авиакомпании 27 февраля еще выполняли полеты в страны Европы, которые не закрыли воздушное пространство для России. Рейсы "Аэрофлота", например, по данным онлайн-табло аэропорта Шереметьево, вылетали в Мадрид, Милан, Малагу, Хельсинки, Афины, Ниццу, Венецию, Осло и другие европейские города. Закрытие Евросоюзом воздушного пространства для российских авиакомпаний будет означать полное прекращение авиасообщения, считают эксперты. Выиграют в такой ситуации азиатские перевозчики, которым не нужно будет облетать ни Европу, ни Россию. Стоимость билетов у них окажется ниже, пассажиры будут перетекать к ним.

После закрытия воздушного пространства продолжительность полетов для российских и европейских авиакомпаний вырастет на несколько часов

Для России помимо закрытого неба потребности в международных перелетах в западном направлении резко сократятся также из-за общего разрушения экономических связей, снижения курса рубля и неблагоприятной геополитической ситуации, считает исполнительный директор агентства "АвиаПорт" Олег Пантелеев.

В то же время ситуацию нужно рассматривать в целом. Остановка полетов в Евросоюз может на какое-то время обезопасить воздушные суда, находящиеся в лизинге, указывает эксперт. Помимо закрытого неба, другие санкции в отношении авиасектора могут оказаться гораздо более серьезной проблемой. Как заявляла ранее Урсула фон дер Ляйен, ЕС запрещает также продажу всех самолетов, запасных частей и оборудования российским авиакомпаниям. Эксперты полагают, что запрет также распространяется на самолеты, поставленные в лизинг.

Никаких заявлений минтранса и минпромторга России по этому поводу пока нет. Авиакомпании также отказываются от комментариев. Источники в отрасли говорят о пессимистичных прогнозах и опасениях ареста воздушных судов, которые будут совершать рейсы в ЕС. О первых требованиях вернуть самолеты стали сообщать телеграм каналы каналы со ссылкой на источники в отрасли. В случае отмены лизинга российская гражданская авиация потеряет как минимум половину парка воздушных судов, считают эксперты.

По данным агентства Cirium, которые приводит газета "Коммерсантъ", из 980 воздушных судов, которые составляют флот российской гражданской авиации, в лизинге у международных компаний находятся 777 самолетов. В России эксплуатируется 322 самолета Airbus, которые обеспечивают примерно 40% перевозок. Больше всего таких самолетов у "Аэрофлота" - 117, еще 66 самолетов у авиакомпании S7, "Уральские авиалинии" используют 54 самолета.

Но проблема не только в Airbus. Для обслуживания самолетов Boeing используются запчасти европейского производства, говорит Пантелеев. Потому и эти воздушные суда также затронут санкции. Самолетами Boeing могут владеть европейские лизингодатели. К тому же эксперты ожидают введения ограничительных мер также со стороны США.

Полностью восполнить выбывающий парк воздушных судов за счет отечественных самолетов быстро не получится. Пока в России серийно выпускают только гражданский самолет Superjet 100.

Таким образом, удар по российской гражданской авиации может быть достаточно серьезным. Придется оптимизировать имеющийся парк и распределять воздушные суда на приоритетные направления, считает Пантелеев.

Впрочем, эксперты допускают, что российские авиакомпании могут и не вернуть самолеты лизингодателям, ссылаясь на обстоятельства форс-мажора. Другой вариант - выкуп судов. Но вряд ли это будет возможно, так как санкции Евросоюза подразумевают запрет на продажу любых самолетов, считает эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. К тому же сложно будет найти деньги для выкупа большого числа воздушных судов. Так что, если самолеты и будут выкупать, то только в особых единичных случаях, говорит эксперт.

Санкции Евросоюза могут лишить российскую гражданскую авиацию как минимум половины парка используемых самолетов

Тем временем на фоне происходящих событий минтранс и Ростуризм организуют вывоз российских граждан из зарубежных стран. Ростуризм опубликовал памятку для россиян, находящихся за границей, а также отдыхающих на юге России. Прежде всего, российским туристам за рубежом необходимо зарегистрироваться в приложении МИД России "Зарубежный помощник". Организованные туристы могут с вопросами обращаться к туроператорам, а самостоятельные - в авиакомпании и консульства.

Сами туристы заняли выжидательную позицию, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин. "Объем бронирований на ближайшие даты сократился от 40 до 70% как по России, так и за рубеж", - отмечает он. Идет перебронирование туров на альтернативные направления.