На географической карте Калининград - это неправильный треугольник: с севера - Балтийское море, с востока и юго-запада - Литва и Польша, члены Евросоюза и НАТО. Калининградцам, отделенным от основной территории страны тремя государственными границами, не привыкать волноваться из-за транспортных связей с большой Россией. Во всех случаях находились решения, есть они и сейчас.
Как полетим? Этот вопрос взволновал жителей эксклава после сообщения о том, что Литва, Латвия и Эстония закрыли воздушное пространство для российских авиакомпаний. Последние сориентировались быстро и полетели в обход - над нейтральными водами Балтийского моря. Как сообщили в калининградском аэропорту Храброво, рейсы продолжают выполняться по измененным маршрутам. Время полета до Москвы увеличилось примерно на час, до Санкт-Петербурга - на 20-30 минут, соответственно, оперативно меняется и время вылета-прилета.
Воздушной блокады Калининграда не случилось, коллапса в аэропорту тоже, улетели и прилетели все, хотя в первые дни некоторые рейсы задерживались. Часть была отменена авиакомпаниями, но их руководителей Росавиация практически сразу предупредила о необходимости согласовывать каждый случай отмены.
- Прилетела сегодня "Аэрофлотом" из Москвы - три часа из Шереметьево вместо двух обычных, - рассказала соседка на следующий день после "закрытия неба" прибалтийскими странами. Еще через день знакомый отчитался, что летел из Москвы 2 часа 20 минут, отклонения от расписания практически не заметил.
На вопрос, подорожают ли билеты, компании пока не дают ответа. "Я сейчас брал билет в Москву на конец марта, разницы в цене не заметил, в январе примерно так же летал", - поделился калининградец Сергей. Эксперты предполагают, что рост цен не должен быть значительным: лишнее полетное время в штатном режиме не так сильно увеличивает расход топлива, как взлет и посадка, а остальные расходы для перевозчика не меняются. Немаловажно и то, что рейсы в Калининград экономически выгодны из-за высокой загрузки воздушных судов - полупустыми они сюда не летают. Пассажиропоток в Калининград значительно вырос, по данным аэропорта Храброво, только за январь этого года - почти на треть, до 250 тысяч человек, а за прошлый год было перевезено около четырех миллионов пассажиров.
Что же касается железной дороги, то в расписании калининградских поездов нет никаких изменений. С этой стороны блокада тоже не грозит, Литва не может остановить "калининградский транзит" в одностороннем порядке, так как он определен соглашением между Евросоюзом и Российской Федерацией. В целом схема не изменилась с 1 июля 2003 года: гражданин России может ехать поездом из Калининграда в российские города и обратно при наличии загранпаспорта по упрощенному проездному документу на железной дороге (УПД-ЖД), который выдает прямо в поезде литовский консул. Для связи с "материком" есть еще и водный путь, через Балтийское море - грузопассажирский паром Балтийск - Усть-Луга (Ленинградская область). Правда, подойдет он не всем. И не потому, что идет по маршруту в среднем 40 часов и ходит не каждый день. Пассажирская перевозка на пароме возможна только для водителей, следующих со своим транспортом, в первую очередь - грузовым.
Вопрос энергобезопасности области снят с повестки дня после ввода в строй четырех новых электростанций общей мощностью около 1 ГВт и строительства подземного газохранилища. "Голубое топливо" поступает по газопроводу "Минск - Вильнюс - Каунас - Калининград", но на случай форс-мажора в подземных резервуарах региона хранится 174 миллиона кубометров.
В обычном режиме живут и калининградцы. Ажиотажа в магазинах нет, хотя, по словам заместителя генерального директора крупной торговой сети Алексея Елаева, несколько повысился спрос на некоторые категории товаров длительного хранения. "Но это увеличение никак не сказывается на запасах магазинов, потому что все они оперативно пополняются со склада, - отметил он. - Товарный запас в настоящий момент по некоторым категориям товаров превышает месячную потребность. Наш основной склад принимает более сорока грузовиков товаров в неделю".
- Наша область в силу ее географического положения находится на особом контроле Минпромторга России, - подчеркнула замглавы Министерства экономического развития, промышленности и торговли Калининградской области Ирина Гракова. - Совместно с коллегами из федерального ведомства мы отслеживаем не только динамику цен, но также ситуацию по запасам товаров. На сегодняшний день дефицита товаров, и прежде всего продуктов питания, в регионе нет.