Российская оперная премия Casta Diva объявила шорт-лист номинантов

Ведущая в России профессиональная оперная премия Casta Diva, существующая с 1996 года и отмечающая самые важные творческие события российской и мировой оперной сцены, а также работы оперных певцов, смогла собрать в этом году полный шорт-лист по всем номинациям, от части которых из-за пандемии в прошлом году пришлось отказаться.
Дамир Юсупов / Большой театр

Это означает, что театры и оперные певцы в 2021 году заметно восстановили творческий процесс. Напомним, что в прошлом году были определены лауреаты премии только в номинациях певцов: сопрано Надежда Павлова и тенор Нажмиддин Мавлянов, норвежское сопрано Лиз Дэвидсен и немецкий баритон Кристиан Герхаер. А в разные годы лауреатами Casta Diva становились Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, Павел Лисициан, Борис Покровский, Владимир Атлантов, Валерий Гергиев, Евгений Нестеренко, Анна Нетребко, Владимир Галузин, Ольга Бородина, Хибла Герзмава, Альбина Шагимуратов, а также выдающиеся оперные спектакли, среди которых: "Парсифаль", "Семен Кокто", "Жизнь за царя", "Кольцо нибелунга" (Мариинский театр), "Евгений Онегин" (Большой театр), "Пеллеас и Мелизанда" (Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко), "Коронация Поппеи", (Баварская опера, Мюнхен), "Катя Кабанова" (Зальцбургский фестиваль) и др.

Объявление лауреатов Casta Diva за достижения 2021 года состоится по традиции 27 марта в Международный день театра. А торжественная церемония и концерт певцов, отмеченных премией, пройдут в Большом театре 25 сентября 2022 года. Осенний сезон для ежегодной церемонии Casta Diva стал традицией: это время рождения Оперы - в октябре 1600 года во Флоренции была представлена "Эвридика" Пери - Ринуччини, первая сохранившаяся в истории опера.

Комментарий

Михаил Мугинштейн, президент премии Casta Diva, историк, критик, драматург оперного театра:

- Самой сложной оказалась номинация "Спектакль года": не вызвала возражений только "Саломея" Большого театра. Остальные спектакли спровоцировали в жюри острую дискуссию, отразившую проблемную ситуацию отечественного оперного театра.

Главное - отсутствие гармонии, союза между музыкой и сценой: сегодня доминирование визуального начала разрушает феномен оперы как искусства. Естественно для оперной премии Casta Diva определяющий критерий - уровень такого союза. Так, даже отличное музыкальное решение (певцы, хор, оркестр - отточенная работа Абашева) в пермской "Любви к трем апельсинам" не вытянуло искусственную театральную историю (режиссер Ф. Григорян). Другой пример - "Искатели жемчуга" Бизе на Камерной сцене Большого театра. Скупость пластического рисунка режиссера Наставшевса могло бы украсить полноценное звучание изысканной музыки Бизе (дирижер А. Верещагин). Однако шероховатости певцов и обедненный оркестр (малочисленная струнная группа - размеры ямы!) не обеспечили не только баланс, но и нужный стиль: ловцы жемчуга потеряли драгоценности французской лирической оперы. Наибольшие споры вызвал "Фауст". Единственный номинант из лаборатории Пермского театра привлек внимание ряда членов жюри. Брутальный спектакль Василия Бархатова с музыкой Гуно и новой историей выделился на фоне других, несмотря на уязвимый вокал солистов. К сожалению, травматичная агрессия сцены только подчеркнула дисбаланс целого и явные нестыковки в истории режиссера, адаптированной для Перми после его постановки в Саарбрюкене. И все же музыкальное происхождение Бархатова неслучайно дает плюсы в сравнении с потоком драматических коллег (как и другому представителю музыкального отряда, Дмитрию Белянушкину). Его динамичная команда "Свадьбы Фигаро" придала новую жизнь Нижегородскому театру. Пожалуй, гармоничнее других союз музыки и сцены представил старый добрый "Ариодант", но его естественная амортизация (постановка в 1993!) не набрала большинства голосов жюри. Та же участь постигла "Любовь издалека" Екатеринбургского театра: полуконцертная, по сути, версия отмечена, прежде всего, выбором прекрасной оперы Саариахо. Другая работа театра "Евгений Онегин" (К. Чудовский, Д. Волкострелов), а также постановки М. Гацалова и К. Богомолова (Пермь) для рассмотрения не выдвигались из-за несоответствия критериям премии. Если прибавить заметное отсутствие в шорт-листе известных московских и питерских театров, мы вынуждены констатировать кризис жанра на отечественной сцене, особенно заметный по контрасту с богатой картиной в Европе. Вошедшие в номинацию "Европейское событие" постановки (можно было выдвинуть еще) покоряют экспрессией в слиянии музыки и сцены. Их выбор был предопределен. Практически не вызвал разногласий также выбор российских и зарубежных певцов.

Шорт-лист премии Casta Diva по итогам 2021 года:

Событие года

Фестиваль Московской филармонии: "Гендель. Мир горний и мир дольний". Концертное исполнение опер "Юлий Цезарь" "Тамерлан", "Роделинда" (автор проекта М. Фихтенгольц)

Спектакль года

"Саломея" Р. Штрауса. Большой театр России/совместная продукция с Метрополитен-опера (Т. Сохиев, К. Гут, Э. Плюсс)

"Свадьба Фигаро" Моцарта. Нижегородский театр оперы и балета (И. Великанов, Д. Белянушкин, В. Шильдкрот)

"Фауст" Гуно. Пермский театр оперы и балета (А. Абашев, В. Бархатов, З. Марголин)

Европейское событие

"Енуфа" Яначека. Ковент Гарден, Лондон (Х. Нанаши, К. Гут, М. Ливайн)

"Тристан и Изольда". Баварская Опера, Мюнхен (К. Петренко, К. Варликовский, М. Щчесняк)

Серия постановок Барри Коски:

"Кавалер розы" Р. Штрауса. Баварская Опера, Мюнхен (В. Юровский)

"Золотой петушок" Римского-Корсакова. Экс-ан-Прованс (Д. Рустиниони) "Возвышение и падение города Махагони" Вайля. Комише Опер, Берлин (А. Рубикис)

Певица года

Ольга Перетятько

Олимпия, Антония, Джульетта, Стелла ("Сказки Гофмана", Гамбург), Мария ("Мазепа", Берлин, конц. исп., К. Петренко), Джильда ("Риголетто", Лисео, Барселона)

Екатерина Семенчук

Леди Макбет ("Макбет", Ла Скала, Риккардо Шайи), Прециозилла ("Сила Судьбы", Баварская Опера), Амнерис ("Аида", Арена ди Верона, закрытие фестиваля), Любава ("Садко", Большой театр), Иокаста ("Царь Эдип", Берлинская филармония, К. Петренко), Иоанна ("Орлеанская дева", премьера и дебют роли), Катерина Измайлова ("Леди Макбет Мценского уезда", дебют роли), Далила ("Самсон и Далила"), Маргарита ("Осуждение Фауста") - все Мариинский театр, Гергиев

Елена Стихина

Саломея ("Саломея", Ла Скала, премьера, Р. Шайи), Тоска ("Ковент Гарден), Мария ("Мазепа"), Антония ("Сказки Гофмана"), Розалинда ("Летучая мышь"), мадам Баттерфлай - все Мариинский театр, Гергиев

Певец года

Липарит Аветисян

Альфред ("Травиата", Ковент Гарден, Берлин, Цюрих), Водемон ("Иоланта", Берлин, Штаатсопер), Герцог ("Риголетто", Ковент Гарден), Неморино ("Любовный напиток", Ковент Гарден)

Богдан Волков

Феррандо ("Так поступают все женщины", Зальцбург/Ла Скала), Неморино ("Любовный напиток", Турин/Баварская Опера, Мюнхен), Фентон ("Фальстаф", Штаатсопер, Берлин) Ленский ("Евгений Онегин", Венская Опера) Альфред ("Травиата", Амстердам)

Алексей Марков

Скарпья ("Тоска", Ковент Гарден), Лионель ("Орлеанская дева", премьера, Мариинский театр), Эскамильо ("Кармен", Большой театр)

Борис Пинхасович

Майор Ковалёв ("Нос", Баварская Опера, Мюнхен), Родриго ("Дон Карлос", Венская Опера), Форд ("Фальстаф", Венская Опера), Елецкий ("Пиковая дама", Венская Опера).

Алексей Тихомиров

Инквизитор ("Огненный Ангел", премьера, Ан дер Вин), Чуб ("Ночь перед Рождеством", Франкфурт-на-Майне), Пимен ("Борис Годунов", премьера, Монако/Большой театр), князь Болконский ("Война и мир", премьера, Женева), царь Салтан ("Сказка о царе Салтане", Большой театр), Мефистофель ("Фауст", Новая Опера)

Станислав Трофимов

Линдорф, Коппелиус, Миракль, Дапертутто ("Сказки Гофмана", премьера), Папа Климент VII ("Бенвенуто Челлини", премьера), Чуб ("Ночь перед Рождеством") - все Мариинский театр, Гергиев

Взлет

Василиса Бержанская

Дорабелла ("Так поступают все женщины", Флоренция, З. Мета), Розина ("Севильский цирюльник", Венская Опера), Фенена ("Набукко", премьера, Ковент Гарден)

Иван Гынгазов

Сергей ("Катерина Измайлова", Большой театр), Садко (Большой театр), Самсон ("Самсон и Далила"), Эней ("Троянцы" Берлиоза), Гуэвара ("Христофор Колумб" Франкетти), Бенвенуто Челлини ("Бенвенуто Челлини") - все Мариинский театр

Альбина Латипова

Гиневра ("Ариодант", Д. Капуана, Д. Олден), Сюзанна ("Свадьба Фигаро"), донна Анна ("Дон Жуан") - все Большой театр

Лучшая зарубежная певица

Элина Гаранча

Кундри ("Парсифаль", Венская Опера, Ф. Жордан, К. Серебренников) Далила ("Самсон и Далила", Берлин, Штаатсопер, Д. Баренбойм)

Аушрине Стундите

Электра (Зальцбург, Варликовский/Гамбург, Д. Черняков), Регана ("Лир" Раймана, Баварская Опера, К. Марталер)

Аня Хартерос

Изольда ("Тристан и Изольда", Баварская Опера, К. Петренко, К. Варликовский)

Лучший зарубежный певец

Кристоф Дюмо

Полинессо ("Ариодант" Генделя, Большой театр, Д. Капуана, Д. Олден)

Йонас Кауфман

Парсифаль (Венская Опера, Ф. Жордан, К. Серебренников), Тристан ("Тристан и Изольда", Баварская Опера, К. Петренко, К. Варликовский)

Михаэль Фолле

Ганс Сакс ("Нюрнбергские майстерзингеры", Байройт, Ф. Жордан, Б. Коски), Джек Рэнс ("Девушка с Запада", Берлин, Штаатсопер, А. Паппано)

Справка "РГ"

Премия носит профессиональный характер: в ее жюри входят известные критики. В отличие от театральной премии "Золотая маска", "Casta Diva" носит преимущественно оперный характер и учреждена к 400-летию оперы. Премия зарекомендовала себя на высоком уровне: в России (концерт лауреатов премии - мировых звезд в декабре 1999 в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко освещали почти все каналы радио и телевидения России, передачи "Время", "Вести" и др., а также ряд ведущих газет) и в Европе (вручение премии Баварской опере в Мюнхене в 1998 и Зальцбургскому фестивалю в 1999 осветило более 10 СМИ Европы, включая ведущий оперный журнал мира "Опернвельт"). При вручении приза в номинации "Европейское событие" директор Баварской оперы г-н Герд Уэкер сказал, что руководство театра "ошеломлено таким новым культурным ходом России".

Жюри премии Casta Diva: Екатерина Бирюкова, Марина Гайкович, Ирина Муравьева, Нора Потапова, Елена Третьякова (председатель), Сергей Ходнев.

Учредители премии Casta Diva: Гуманитарный университет и Центр музыкального театра (Екатеринбург), Гуманитарный и политологический центр "Стратегия" (Москва), издания: "Культура", "Экран и сцена", "Литературная газета", "Музыкальная академия", "Петербургский театральный журнал", "Мариинский театр", радио "Орфей"