Так, с 1 марта вводится обязательная маркировка отдельных видов упакованной воды. До этого, с 1 декабря, она стала обязательной для минеральной воды. Теперь к ней присоединится остальная вода: это питьевая природная, купажированная, искусственно минерализованная.
В том числе требование распространяется на газированную, не содержащую сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ.
Также с 1 марта маркировка станет обязательной для альтернативной табачной продукции - табачных стиков и кальянных смесей, содержащих никотин. Маркировка традиционной табачной продукции началась еще в июле 2020 года.
Кроме того, с 31 марта розница, которая продает молочную продукцию сроком годности 40 дней и менее, должна начать сканировать коды на кассе при продаже маркированной продукции. С 20 января 2022 года такая обязанность была введена для сыров и мороженого.
Вносятся изменения и в правила маркировки молочной продукции. Например, вводом молочной продукции в оборот также признается перемещение продукции юридическим лицом, ИП или аккредитованным филиалом иностранного юрлица в РФ из отдаленных или труднодоступных местностей на остальную территорию РФ. А к случаям вывода молочной продукции из оборота отнесена реализация такой продукции юридическим лицам, ИП, крестьянским (фермерским) хозяйствам или аккредитованным филиалам иностранных юрлиц в РФ, расположенным в отдаленных или труднодоступных местностях. Также введен термин "сторонний производитель молочной продукции". Им является юрлицо, ИП или аккредитованный филиал иностранного юрлица в РФ, являющиеся налоговыми резидентами РФ, которые производят и передают молочную продукцию в рамках контрактного производства.
Помимо этого, меняются правила маркировки и по другим товарам - фотокамерам, товарам легкой промышленности, духам и туалетной воде. В наборе товаров можно маркировать целиком потребительскую упаковку набора, но не маркировать каждый товар, входящий в него. Также производители обуви для ее маркировки должны будут подавать уведомление о вводе обувных товаров в оборот.
С 1 марта начнутся эксперименты по маркировке соков, компотов и морсов, а также сладкой газировки.
Маркировку государство вводит постепенно для разных продовольственных и непродовольственных товаров для борьбы с контрафактом и фальсификатом. Она позволяет отследить "жизненный цикл" товара - от производства до его продажи в магазине.
Например, по результатам исследования Роскачества (минеральной питьевой и расфасованной воды без газа) выяснилось, что более 60% торговых марок имеют отклонения от техрегламентов, на упаковках содержатся некорректные сведения, которые вводят в заблуждение потребителей.
По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), объем теневого рынка минеральной воды может составлять 30%.
А НИУ ВШЭ оценивал долю незаконного оборота питьевой воды в 2018-2019 годах в 29-39%.