Какие чувства были у вас во время репетиций этого концерта, который мог бы и не состояться?
Пааво Ярви: Мы попали в очень трудную ситуацию. Поначалу я оказался в нерешимости, и первой мыслью было уехать и не делать этот концерт. Но потом подумал, что это было бы нечестно. Я точно знаю, что все музыканты - братья и должны друг друга поддерживать, делать все для того, чтобы люди культуры могли быть выше политики. Это другая сфера, и единственное, что нас спасет и поможет - это музыка, культура и любовь. Я очень доволен работой с Молодежным оркестром, очень полюбил этот оркестр. Молодые, талантливые, полные энтузиазма музыканты играли с невероятной отдачей. Как вы знаете, я очень часто дирижирую молодыми оркестрами, вижу в этом свою миссию - помогать и музицировать с молодыми, потому что это наше будущее. Особенно мне импонировало то, что в нем около пятнадцати разных национальностей. Я очень-очень рад возможности познакомиться и выступить с таким оркестром.
И программу вы выбрали непростую - огромную симфонию Рихарда Штрауса и музыку неизвестного здесь балета "Легенда об Иосифе".
Пааво Ярви: Да, репертуар я выбрал необычный, эту музыку не часто исполняют. Но мне хотелось предложить молодому оркестру неизвестные произведения для расширения кругозора, всегда полезно узнавать новое и интересное. "Альпийская симфония" - музыка для ста человек на сцене, необычайно трудная. Они с ней отлично справились.
Недавно вы с цюрихским оркестром Тонхалле выпустили запись всех симфоний Петра Ильича Чайковского. Каждую из них вы трактуете как живую развернутую историю, стремясь вызвать диалог с современным слушателем. Как удается расслышать в его музыке животрепещущую современность, не нарушая исполнительских традиций?
Пааво Ярви: Мне очень приятно, что вы именно так их почувствовали, что обратили внимание на этот аспект. Но вообще-то в этом и заключается работа дирижера. Множить какие-то шаблонные интерпретации только потому, что "у нас так всегда делали", нет смысла. Это как все время прокручивать одну и ту же пластинку. Я очень люблю музыку Чайковского, но однажды мне показалось, что между мной и ней стала возникать дистанция. Вы очень верно подметили, что симфония должна что-то рассказывать, говорить. Недостаточно только играть перфектно, чисто и виртуозно: музыка должна обязательно вести диалог. Ни один композитор не напишет просто си-бемоль. Везде будет текст и контекст, который должна услышать и понять публика. Я считаю глупостью разговоры о том, что симфонии Брамса - абсолютная чистая музыка без историй. В ней есть интенсивный внутренний диалог и история, не говоря о Малере и Брукнере. Так же и Чайковский рассказывает историю с первой ноты. Таково, например, начало Третьей симфонии, где мы со вступления слышим его намерение поведать нам захватывающую музыкальную историю. Мои дети знают, что нет просто красивой музыки, они привыкли слушать так, как будто в музыке им кто-то непременно что-то рассказывает.
То есть задача дирижера - суметь вести слушателя в нужном направлении?
Пааво Ярви: Я не люблю заниматься нравоучениями, менторством. Намного важнее, чтобы публика сама находила в музыке ответ. Поэтому мне больше нравится музыка без слов, которая дает полет фантазии, когда каждый слушатель может найти свою правду интерпретации. Магия в музыке заключается в отсутствии однозначности, деления на черное и белое, в ней все сосуществует, как и в жизни. Слушание музыки - очень интимный процесс, это не урок музыковедения в консерватории. В этом я вижу много свободы. Слушая музыку, надо уметь открыть свое сердце, отдаться ей без критической предвзятости и сравнений. Когда-то считалось, что если ты дирижируешь Чайковского не так, как Мравинский, ничего в ней не понимаешь. Это был гениальный дирижер гениального оркестра, более того, педагог моего любимого отца Неэме Ярви. Но это была всего лишь советская интерпретация русской музыки, а не ее единственный путь. В исполнении Голованова можно было услышать совсем другой мир, тем более у Светланова. Создание исполнительских шаблонов - тупиковый путь, диктат.
Какую музыку сегодня больше всего хотят слушать в филармонических залах?
Пааво Ярви: Думаю, что самая востребованная до сих пор музыка Бетховена, Чайковского, может быть, Шостаковича - "иконическая" музыка. Хотят Стравинского, а Бартока меньше, Хиндемита - еще меньше. Дебюсси и Равеля предпочитают больше, чем, скажем, Онеггера. Всегда хотят Скрипичный концерт Сибелиуса, Чайковского или Брамса. Но за четыреста лет музыки написано так много хороших произведений, но публика любит музыку, которую знает. Поэтому наша цель - раздвинуть горизонты. Если делать только то, что хочет публика, у нас останется десять симфоний.
Пааво Ярви, эстонский дирижер. Учился в Кертисовском институте музыки и Лос-Анджелесском филармоническом институте под руководством Леонарда Бернстайна. Возглавлял Симфонический оркестр Мальме, Бременский камерный оркестр, симфонический оркестр Франкфуртского радио, Оркестр Парижа, симфонический оркестр NHK. С 2019 года - главный дирижер оркестра Тонхалле в Цюрихе. На лейблах Sony classical и Alpha осуществил записи всех симфоний Сибелиуса, Чайковского, Брукнера, Малера, сочинения Мессиана и других композиторов.