01.03.2022 19:05
    Поделиться

    Исторический музей показывает, чем пополнилась экспозиция за 20 лет

    Исторический музей в год своего 150-летия открыл необычный проект "Выбор времени", где показывает артефакты, поступившие в его фонды за последние 20 лет. По сути, это выставка в выставке - новые экспонаты вписали в постоянную экспозицию, а чтобы посетители без труда могли их распознать, поместили в яркие красные витрины. Так что, если вы вдруг собирались освежить в памяти собрание ГИМа, сейчас самое время.

    Вопрос о том, как ГИМ пополняет фонды, звучит очень часто - новой выставкой музей как раз взялся на него ответить. За последние два десятка лет собрание пополнилось почти на 270 тысяч предметов - это результаты археологических экспедиций, вещи, принесенные в дар и купленные у антикваров, переданные по завещаниям... В основную экспозицию попали чуть более двухсот. Хронологические рамки впечатляют - от неолита до ХХ века.

    Вот, например, череп и кость со следами татуировок, напоминающих то ли крестики, то ли цветочки. Казалось бы, первая ассоциация - Африка, туземцы... Но нет, найдены в Ростовской области, датированы III тысячелетием до нашей эры. А в Краснодарском крае обнаружили узорчатую амфору и античные терракотовые статуэтки богинь - предположительно, Персефоны и Деметры. Особое внимание хранители обращают на "праздник археологов" - так при раскопках в комплексе Гнездово Смоленской области назвали средневековый меч, который не только полностью уцелел, но даже сохранил до наших дней обоюдоострую заточку! И исключительное качество оружия, и отделка рассказывают о его обладателе - это был человек, занимавший высокое положение в древнерусском обществе.

    Среди самых ценных предметов - чайный сервиз с декором по рисункам росписей Рафаэля в Ватикане. Его изготовили на Императорском фарфоровом заводе по заказу императора Александра II и даже выставляли в 1862 году на Всемирной выставке произведений искусства и промышленности в Лондоне. Не занимать изящества и серебряной скрыне, которая принадлежала Петру I. Эта чаша - экспонат сам по себе редкий, а в музейных собраниях вообще практически не встречается.

    Предметы, созданные иностранными мастерами, занимают отдельное место. Внимание привлекает столик для рукоделия рубежа XVI-XVII веков из Западной Европы - единственный в России. А еще - французское платье из шелка XVII века. Кураторы объясняют: "Шелк очень хрупкий материал, а это платье не раз носилось его владелицей. При этом оно в прекрасной сохранности, что большая редкость".

    Ширма, расписанная Иваном Билибиным, мебель, выполненная по проекту Аполлинария Васнецова - новые грани известных художников. Кстати, про художников - одним из последних поступлений в фонды стал портрет цесаревича Александра Александровича - единственная известная работа Ивана Извекова. А вот портрет офицера Максимова кисти Юрия Репина, сына знаменитого живописца.

    Новые экспонаты вписали в постоянную экспозицию, а чтобы их могли распознать, поместили в красные витрины 

    А ХХ век представлены, пожалуй, одними из самых любопытных экспонатов - личными вещами исторических деятелей. В витринах - портфель Колчака, пальто и сумочка Александры Коллонтай, накидка и шляпа Никиты Хрущева. В обновленном виде основная экспозиция ГИМа будет встречать посетителей до 3 октября.

    Прямая речь

    Алексей Левыкин, директор Государственного исторического музея:

    - Открытие этой выставки для нас значимое событие - это наглядная работа двадцати лет музея и его сотрудников. "Выбор времени" - необычная экспозиция, она устроена очень интересно, не так, как все привыкли видеть. Показывая часть поступлений в пространстве постоянной экспозиции, мы акцентируем внимание на том, что музей не застыл на месте, а продолжает развиваться. Меня часто спрашивают - как ГИМ комплектует фонды и использует уникальные памятники? Все ответы здесь. Этот проект мы открываем в непростое время, но я бы хотел напомнить, что музей, а особенно Исторический музей, - пространство диалога для людей с самыми разными взглядами. Поэтому наша позиция - не останавливать работу, а наоборот, активизировать, создавая новые выставки и проекты.

    Поделиться