Протяженность ветки составит примерно 500 километров, провозная способность - 30 миллионов тонн в год. Стоимость проекта оценивается в 97,1 млрд рублей без учета инфляции. Строить планируют без господдержки, только за счет собственных и привлеченных средств. Холдинг "Российские железные дороги" в проекте не участвует, пояснили "РГ" в компании. По ветке предполагается перевозить коксующийся уголь, который используется в металлургии, на экспорт в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).
В 2021 году в страны АТР из России было поставлено 129 млн тонн российского угля. После того, как Пекин запретил импорт коксующегося угля из Австралии (до этого главного поставщика этого товара на китайский рынок), у российских экспортеров появилась реальная возможность занять эту нишу. Но пока российский экспорт в восточном направлении ограничивает пропускная способность Байкало-Амурской магистрали (БАМ) и Транссиба.
Эльгинское месторождение - крупнейшее в России. К 2023 году здесь планируется добывать 45 млн тонн коксующегося угля. Уже увеличена провозная способность существующей железнодорожной ветки от месторождения до станции Улак на БАМе до 24 млн тонн в год. Но протяженность магистрали - 1,9 тыс. километров, а это сильно увеличивает стоимость перевозки. Новая железнодорожная ветка, считают в "ЭльгаУголь", позволит сделает экспорт угля более конкурентоспособным.
Правда, по словам одного из представителей транспортной отрасли, идеи строительства частной железной дороги появлялись и раньше, но не были реализованы. РЖД в июне прошлого года презентовали этот проект в правительстве, а затем отказались от него, говорит он. Но подобные проекты в России возможны только на основе государственно-частного партнерства. К тому же есть сомнения, будет ли ветка полностью загружена, отмечает собеседник "РГ".