По данным ЮНКТАД, за последние два десятилетия совокупный среднегодовой темп роста морских перевозок составил 2,9%. Темпы прироста грузооборота морских портов России ниже. За 2021 год грузооборот вырос на 1,7% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года и составил 835,2 млн тонн. Чтобы закрепиться в мировых морских грузоперевозках, нужно расширять и углублять порты. Пока в самые глубоководные из них могут заходить суда с осадкой до 15 метров, а нужно, чтобы могли заходить суда с осадкой до 18 метров, рассчитанные на 200 тысяч тонн груза, говорит заведующий московским отделом Института проблем транспорта РАН Владимир Цыганов.
Необходимо углублять подходные каналы и причалы для приема и отгрузки более крупных судов, соглашается начальник отдела генеральных грузов группы компаний AsstrA Олег Сысолятин. Большинство существующих терминалов соответствуют современным требованиям, но не хватает терминалов для перевалки жидких химических грузов, а также навалочных и генеральных грузов, требующих крытого хранения и закрытой технологии перевалки, говорит он.
Эти сложности частично решаются путем строительства новых специализированных объектов для перевалки удобрений, но они в основном возводятся конкретными крупными экспортерами для обеспечения собственных нужд. Более мелкие экспортеры при этом вынуждены искать альтернативные пути перевалки своих грузов, отмечает представитель логистической компании. В 2021 году в российских морпортах ввели в эксплуатацию мощности на 19,1 млн тонн, общие мощности достигли почти 1 млрд 200 млн тонн, отмечают в Росморречфлоте. В 2022 году планируется ввести еще несколько комплексов и терминалов.
В Мурманске строят морской перегрузочный комплекс сжиженного природного газа (СПГ). Поставки увеличат на 10,44 млн тонн. СПГ также планируется экспортировать через строящийся перегрузочный комплекс в Камчатском крае. В порту Тамань продолжается дообустройство уже введенного в эксплуатацию терминала навалочных грузов. В 2021 г. объем отгрузки составил 23 млн тонн, в 2022 г. ожидается выход терминала на проектную мощность в 72 млн тонн грузов в год. Уголь отправляется отсюда на экспорт в страны Ближнего Востока, Южной Европы, Африки и Азии".
Строящийся порт "Суходол" на Дальнем Востоке позволит выходить к экспортным путям малым и средним угледобывающим предприятиям. Новый порт сможет обслуживать 12 млн тонн грузов.
Универсальный торговый терминал "Усть-Луга", который строят в Ленинградской области, позволит обслуживать 8 млн тонн грузов. Планируется перевалка генеральных грузов, то есть любых товаров в контейнерах, мешках или другой таре, а также зерно, прочее продовольствие.
Также в этом году в Приморске в Ленинградской области введут в строй новый универсальный перегрузочный комплекс. Он позволит дополнительно обслуживать 10-15 млн тонн грузов - минеральные удобрения, контейнеры, металлопродукцию, зерно. В 2022 году завершат реконструкцию еще одного зернового причала в порту Новороссийска, мощность терминала выраситетдо 7 млн тонн.
Через модернизированные порты прежде всего планируется отправлять на экспорт удобрения, зерновые культуры, уголь, нефтепродукты, говорит Сысолятин. Есть планы развивать транзит контейнерных грузов. Для этого также нужно развитие портов синхронизировать с расширением железнодорожных путей, указывает эксперт.