Регионы ЦФО по-прежнему испытывают определенный кадровый голод. Дисбаланс спроса и предложения рабочей силы регулируется в том числе за счет внешней и внутренней миграции. Какие отрасли сегодня нуждаются в трудовых мигрантах и сколько гастарбайтеров реально нужны региональным экономикам, выясняла корреспондент "РГ".
Миграционная проблема в последнее время в Калужской области особенно актуальна для северных районов, где идет бурное экономическое развитие. В 2021 году на территории региона на миграционный учет поставлены 201230 иностранных граждан и лиц без гражданства (в 2020 году - 159041, в 2019-м - 247259).
- К сожалению, с увеличением потока мигрантов участились и случаи их асоциального поведения в обществе, - пояснил председатель Законодательного собрания Калужской области Геннадий Новосельцев. - Глубоко убежден: для того чтобы в миграционной политике не было перекосов, количество трудовых мигрантов должно определяться исключительно потребностью конкретных работодателей.
По данным регионального Минсоцзащиты, численность экономически активного населения области в среднем за сентябрь - ноябрь прошлого года составила 544,2 тысячи человек. Помимо местных жителей работодателями в течение 2021 года привлекался и довольно существенный объем рабочей силы из-за рубежа. Так, в органы внутренних дел региона поступило почти 23 тысячи уведомлений о заключении иностранными гражданами трудовых договоров с работодателями, а количество выданных патентов составило более 32 тысяч. Тем не менее это примерно четверть из тех, что встали на миграционный учет. Хотя, конечно, многие приезжают в Россию семьями.
По словам Геннадия Новосельцева, в прошлом году иностранные граждане в Калужской области преимущественно трудились в организациях обрабатывающего производства - 38,9 процента, строительства - 14,4, в организациях по предоставлению услуг - 10,2, а также в сельском хозяйстве - 7,7.
Трудовые мигранты востребованы и в соседней Тульской области, где численность занятых в экономике заметно выше: 767,1 тысячи человек. Тем не менее экономический рост (а с конца 2020 года число вакансий здесь выросло в 1,4 раза) обеспечивает работой и приезжих. Так, по информации Министерства труда и социальной защиты Тульской области, в регионе ежегодно работают порядка 27 тысяч иностранцев.
По официальным данным, труд гастарбайтеров нужен в основном там, где не требуется высокой квалификации. Как пояснили тульские чиновники, это подсобные рабочие, грузчики, дворники, а также рабочие среднего уровня квалификации: швеи, маляры, каменщики, арматурщики. В Калужской области, по данным Минсоцзащиты, наибольшую потребность работодатели испытывают в водителях автомобиля, швеях, медицинских сестрах, слесарях, овощеводах, поварах, трактористах-машинистах, электромонтерах. Спектр профессий, которыми занимаются мигранты, довольно широк и вполне соответствует требованиям. Это подсобные рабочие, швеи, газосварщики, каменщики, слесари, сверловщики, плотники, жестянщики, жиловщики, обработчики птицы и рыбы, операторы, аппаратчики, водители, дворники, грузчики, овощеводы, животноводы, доярки и другие. Пожалуй, отдельно можно выделить потребность в сезонных работниках в сельском хозяйстве. В Тульской области они ежегодно составляют порядка тысячи человек. При этом, где бы ни работали мигранты, заработная плата, выплачиваемая нанимателем, должна быть не ниже минимального размера оплаты труда, установленного в регионе.
При этом условия проживания трудовых мигрантов различны. Некоторые работодатели оговаривают в договорах предоставление жилья, иногда приезжие сами ищут жилплощадь. Зачастую люди живут далеко не в самых лучших условиях, экономя буквально на всем.
Одновременно с запретом на работу в ряде сфер Калужская область приостановила участие в государственной программе содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом на период с 2022 по 2027 год.
- Это меры вынужденные и необходимые, - пояснил Геннадий Новосельцев. - Программа позволяла без знания русского языка получить гражданство. Как следствие - в прошлом году по этой программе к нам приехали более 80 процентов граждан из Средней Азии, которые практически не знают нашего языка, истории и культуры и не желают ассимилироваться.
Так не желают или не могут?
- Приезжих можно условно разделить на несколько категорий, - пояснила преподаватель кафедры иностранных языков Института истории, философии и политических наук РГУ имени Есенина, бывший директор Центра тестирования иностранных граждан Наталья Ковтун. - Первая - люди из бывшего СССР, от 45 лет и старше. Это абсолютно адекватные люди, вполне прилично говорящие по-русски, хорошо знающие нашу историю. Многие из них стремятся получить гражданство. Они приезжают в Россию как в свою страну: они здесь уже когда-то были, у них нет проблем с адаптацией, нет проблем с ассимиляцией. Они готовы здесь жить и работать.
Вторая категория, по ее словам, это молодежь. Они едут в Россию заработать деньги, чтобы вернуться на родину, построить дом и жениться. Они готовы к тяжелому труду.
- Мы говорим: приезжих надо ассимилировать. А им это зачем? Они приехали на время, - рассуждает Наталья Ковтун. - Но им надо принимать местные правила.
Однако кто-то должен им эти правила объяснить. Порой им не хватает психолога, который помог бы адаптироваться в незнакомой среде.
Увы, часто мигрантам содействуют не специалисты, а так называемые посредники. Они выходцы из тех же стран, но давно живут в России. Среди них встречаются люди с неплохим образованием. Они за деньги помогают соотечественникам найти работу, получить документы, временную прописку и тому подобное.
- Приезжим надо объяснять, что можно, что нельзя, как принято себя вести в новом для них обществе. И конечно, убрать этих посредников, - в этом видит выход из ситуации Наталья Ковтун.
- Речь идет не о том, чтобы полностью избавиться от трудовых мигрантов, - замечает, в свою очередь, спикер Калужского заксобрания. - Надо упорядочить этот процесс, обеспечить наших работодателей необходимым количеством таких работников и организовать учет.
По его словам, для этого в регионе планируется создать на базе центра занятости кадровое агентство - областную структуру, которая будет отслеживать, где каждый мигрант трудится.
- От работодателя поступит заявка с перечнем специальностей. Будет собираться информация, есть ли по этим сотрудникам выплаты. В определенных случаях нужно будет оперативно аннулировать патенты и понять, где этот человек находится, что он делает сейчас в области, - пояснил Геннадий Новосельцев. - И конечно, тем людям, которые не владеют русским языком, паспорта РФ давать нельзя. Но тут мы уже говорим о федеральном законодательстве. Губернатор поручил обеспечить непрерывную видеозапись процедуры приема документов, представляемых иностранными гражданами для оформления патента. Для русскоязычного населения остается упрощенный порядок получения гражданства по закону о гражданстве. Для жителей Украины и для всех владеющих языком препятствий не будет.
Наталья Починок, председатель комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов:
- Рынок трудовых мигрантов можно разделить на две огромные категории. Первая - это высококвалифицированные специалисты, которых не хватает, которые приезжают сюда по особому порядку, разрешению и очень дорого стоят для работодателя с точки зрения привлечения. Вторая - "традиционные" мигранты, которые приезжают из стран Таможенного союза для того, чтобы работать здесь на полях и стройках, грузчиками и дворниками. Эти люди привлекают к себе особое внимание не только правоохранительных органов. Есть много вопросов и относительно их квалификации.
Можем ли мы прожить без трудовых мигрантов второй категории? Вопрос связан с тем, насколько наши работодатели - прежде всего из строительства, сервиса, жилищно-коммунального хозяйства (тех отраслей, которые в большей степени относятся к так называемой серой экономике) - готовы создавать условия для роста внутренней миграции и привлечения местных кадров, которым не требуется перемещаться из региона в регион. То есть - насколько они готовы платить достаточные для нормальной жизни заработные платы?..
Сегодня большинство мигрантов, которые приезжают в Россию в рамках Таможенного союза, получают существенно меньше, чем российские граждане. И здесь вопрос не в том, что наши люди склонны к употреблению спиртных напитков или не умеют трудиться. Наоборот: они умеют, готовы и хотят трудиться. Просто те условия, которые создаются работодателями, не всегда приемлемы.
Поэтому здесь нужно подготовить не только профессиональные стандарты, но и стандарты привлечения кадров, а также четко их отслеживать. Контролировать в обязательном порядке размер заработной платы российских граждан и создавать механизмы привлечения жителей тех регионов, где нет достойной заработной платы или нет проектов, которым требовались бы сотрудники. Люди готовы идти на временное привлечение к работе, как, например, сейчас трудятся вахтовики.