Помимо выяснения ледовой обстановки, программа будет анализировать трафик всех судов в акватории СМП и прогнозировать вероятность их вмерзания в лед. Для ее использования потребуется интернет, чтобы пользователь мог получать координаты границ опасного ледового образования. По словам разработчиков, для этого будет достаточно минимального трафика.
Кроме того, недавно был заключен договор на создание единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути (ЕПЦС СМП), которая должна появиться в 2024 году. Директор по судоходству ФГУП "Атомфлот" Леонид Ирлица отметил, что цифровизация Северного морского пути - ключевой момент в подготовке к переходу на круглогодичную навигацию в акватории СМП. Она позволит синхронизировать логистические операции и обслуживать около полутора тысяч пользователей, которые смогут получать данные о навигационной, гидрометеорологической, ледовой, экологической обстановке.
Однако для эффективного управления грузопотоками по СМП одних технологических новинок недостаточно. Сегодня СМП не имеет четкой увязки с работой других составляющих российской транспортной системы. Печальный опыт ноября 2021 года говорит о том, что логистические операции - доставка грузов в порт, заключение договоров с судоходными компаниями и другие - были выполнены с запозданием. Но, поскольку перевозчикам нужен заработок, они все же вышли в море, невзирая на большой риск, и оказались в ледовом плену.
Представления о навигации на Севморпути и его задачах сегодня сильно искажены, подчеркивает член научного совета при Совете безопасности РФ Михаил Григорьев. Навигация - это перемещение груза из точки А в точку В морским путем. Но для того чтобы груз попал в море, его нужно приобрести, доставить в порт и разместить на терминале. Должно быть зафрахтовано судно для его перевозки. Судну предстоит прийти в порт, загрузиться, выйти в акваторию СМП, получить ледокольную проводку, если она потребуется, прийти в порт назначения и разгрузиться. Затем груз доставляется потребителю - как правило, с помощью автотранспорта.
- Рассматривать грузопоток по СМП как конечную цель - это ошибка, - считает эксперт. - Нельзя считать управление судами на Северном морском пути самодовлеющей задачей, поскольку это часть единой логистической цепочки. Необходима система, которая будет управлять доставкой груза от точки до точки, и СМП должен стать ее составляющей.
Судя по всему, федеральные власти осознают эту проблему. Сегодня Минтранс РФ разрабатывает динамическую программу движения грузов через морские порты. Ее основой станет система комплексного мониторинга, созданная для дальневосточных портов. Первым этапом станет создание информационной платформы и ее отработка на основе информации по портам Дальнего Востока. Потом настанет очередь портов Северо-Запада, Каспия, Черного и Азовского морей. В течение 2022 года предполагается создать единую систему, которая будет аккумулировать информацию разных регионов по предполагаемым перевозкам, анализировать ее, строить прогнозы и выдавать необходимые подсказки - например, о необходимости дополнительных судов, если в какой-либо порт возрастают поставки грузов в контейнерах.
В 2023 году предполагается запустить второй космический аппарат "Арктика-М", благодаря которому появится возможность "видеть" из космоса весь Северный морской путь, сообщил генеральный директор Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (ЦНИИМФ) Сергей Буянов. Напомним, первый спутник "Арктика-М" был запущен в феврале 2021 года. Он входит в высокоэллиптическую гидрометеорологическую космическую систему (ВГКС) "Арктика-М", орбитальная группировка которой может включать в себя до четырех спутников. Предполагается, что оба спутника позволят вести круглосуточный мониторинг поверхности Земли и морей Северного Ледовитого океана в любую погоду, а также обеспечат стабильную и надежную связь в высоких широтах. Это будет первая спутниковая система в мире, которая сможет работать на такой орбите и доставлять обширный массив информации о районах планеты, прилегающих к Северному полюсу.