07.03.2022 06:00
    Поделиться

    Как корреспондент "РГ" в столице проверял, работает ли его банковская карта

    Новые санкции, введенные против России, наделали много шума в соцсетях и породили волну неразберихи. Каких только слухов не услышишь!
    РИА Новости

    Один из самых распространенных о том, что некоторые банковские карты скоро станут бесполезными, а потому нужно поскорее запасаться наличными. При этом некоторые советуют еще и поторопиться, мол, бумажных денег в банкоматах и сейчас не сыскать, к ним выстроились километровые очереди! Как же в действительности обстоят дела в столице? Сказались ли как-то санкции на реальной жизни москвичей? Корреспондент "РГ" решил проверить это лично.

    Платеж прошел

    Напомню, новые санкции коснулись многих крупных российских банков - некоторые связанные с ними услуги могут быть теперь недоступны, хотя никаких фатальных сбоев нет. Я убедился в этом еще перед выходом из дома - зашел в приложение зарплатного банка ВТБ и увидел: мои деньги как были на счетах, так и лежат и воспользоваться ими ничто не мешает. Это подтвердило мгновенно всплывшее сообщение банка - все основные операции внутри страны выполняются без всяких проблем. Впрочем, одно тревожное уведомление все же есть - предупреждает, что сервисы бесконтактной оплаты могут быть недоступны.

    Речь про Apple Pay, Google Pay и Samsung Pay - они позволяют оплачивать покупки с помощью смартфона или даже умных часов. Гаджет достаточно поднести к терминалу, как деньги тут же спишутся с карточного счета. Многие горожане особенно пристрастились к этим сервисам за время пандемии - телефон ведь даже необязательно прикладывать к терминалу, достаточно поднести его на расстояние пары сантиметров. Отличная профилактика распространения коронавируса.

    Я пользуюсь Apple Pay, а потому отправляюсь к ближайшему магазину и пытаюсь оплатить бутылку воды смартфоном. И тут же терплю фиаско - после нескольких секунд раздумий терминал сообщает, что операция отклонена. Кассир рассказал, что сервис срабатывает через раз - санкции коснулись лишь нескольких банков, поэтому у многих других эти функции продолжают работу. Но не в моем случае. Проблем, впрочем, это не создает - достаю обычную пластиковую банковскую карту и плачу ею, тоже бесконтактно. Такая возможность есть сегодня у большинства карточек.

    Так что вот вам первый совет - если привыкли платить с помощью гаджета, носите с собой на всякий случай "пластик". Если ваш банк под санкциями, то расплатиться телефоном, может, не получится. Кассирша ближайшего к моему дому магазина призналась, что уже несколько человек убежали домой, оставив пакет с продуктами на прилавке, карточку не взяли, а платеж с телефона не прошел.

    Люди у банкоматов не только снимают деньги, но и сами вносят наличные

    С похожей проблемой сталкиваются и некоторые пассажиры столичного метро. Большинство москвичей оплачивают проезд картой "Тройка", которая от зарубежья не зависит. Однако столичная подземка - мировой лидер по числу возможностей для оплаты поездок, и среди них есть те же Apple Pay и Google Pay. В департаменте транспорта предупредили, что с ними могут возникнуть проблемы, поскольку за все платежи в столичном транспорте отвечает банк ВТБ. Так и есть, убедился корреспондент "РГ": моя "Тройка" без проблем сработала и в МЦД, и в подземке. А вот москвич Тимур Рашидов на станции "Окружная" не смог открыть турникет - как ни прикладывал к нему руку с модными умными часами, железный страж был непреклонен. "Еще пару дней ездил, а теперь ни в какую, - пожаловался он. - Пойду в кассу за обычным билетом".

    В метро специально для таких случаев усилили работу касс, хотя какого-то ажиотажа возле них я не заметил - большинство спокойно пользуются другими формами оплаты, которые работают штатно. Проезд, например, по-прежнему можно оплатить обычной банковской картой - не работают только сервисы бесконтактной оплаты.

    С бесконтактной оплатойдействительно возникают проблемы:расплатиться получается не у всех. Фото: Сергей Коньков / ТАСС

    Банкомат на связи

    А как обстоят дела с самими банками? Можно ли снять наличные или в самом деле полдня надо простоять в очереди к банкоматам, как на некоторых фото в соцсетях? Такие снимки я видел, а вот вживую ничего подобного в Москве не нашел. Что обычные банкоматы в супермаркетах, что устройства в отделениях банков привычно моргают зелеными призывными огоньками.

    В районе метро "Окружная" обошел пять разных точек с банкоматами и очередей больше чем из двух-трех человек так и не нашел, все выдают наличные без проблем. Большинство москвичей, снимая деньги для личных нужд, похоже, о мнимом ажиотаже и не знают. Правда, молодая пара Вадим и Анастасия Костины признались, что, посмотрев новости, решили на всякий случай все-таки снять наличные. "Но снимем только часть, все работает, как обычно, так спокойнее, - признается Вадим. - Хотели еще купить валюты, сделать это можно хоть в банковском мобильном приложении, но курс уже такой, что не стали".

    Примерно также обстоят дела и в Подмосковье - корреспондент "РГ" обошел несколько банковских отделений в центре Лобни и обнаружил и там не больше людей, чем в любой вечер буднего дня. У банкоматов люди не только снимали деньги, но и вносили наличные.

    С чем могут возникнуть сложности, так это с оформлением кредитов и ипотеки. Из-за повышения ключевой ставки некоторые финансовые учреждения взяли паузу в кредитовании, а другие уже объявили о значительном повышении процентных ставок. Впрочем, выросли и ставки по депозитам - их анонсируют на уровне до 18% годовых, так что скоро очереди могут выстроиться из тех, кто понесет свои деньги в банки, а не будет их снимать.

    В супермаркетах, аптеках и других торговых точках тоже все довольно спокойно, разве что продавцы жалуются на периодические сбои с бесконтактной оплатой. Но это опять же не основной способ платежей - чаще люди платят стандартным "пластиком" или наличными.

    Кстати

    Вопрос? Звоните!

    Если у вас возникли сложности с оплатой проезда в столичном общественном транспорте или с зачислением денег на карту "Тройка", то вам помогут по короткому номеру контакт-центра "Московский транспорт": 3210. Вопросы по работе банковских карт и платежных сервисов можно задать в своем банке - большинство уже разместили ответы на популярные из них на своих сайтах и в мобильных приложениях.

    Поделиться