Работу свою Лаврентий вел по благословению и при участии епископа Дионисия. Казалось бы, зачем епископу Суздальскому и Нижегородскому в городе на окраине православного мира (дальше на восток и юг - Орда, на север - тайга) заниматься книготворчеством? Дело это дорогое - один пергамент (тонко выделанная кожа) стоит состояние.
В том же 1377 году буквально через несколько месяцев после окончания работы Лаврентия нижегородские дружины, попытавшиеся противостоять ордынцам, были разбиты на реке Пьяне. Нижний Новгород взят приступом. И как в пожарах не сгинула свеженаписанная летопись - чудо. Но - спасли. Сохранили память о единстве Древней Руси, о принятии христианства, о походах, битвах, договорах.
Вадим Долгов, доктор исторических наук, профессор кафедры истории России Удмуртского госуниверситета, считает, что Лаврентьевская летопись - важнейший источник по истории Древней Руси.
- Интересно, что летопись составлена в Суздальско-Нижегородском княжестве в XIV веке, то есть в те времена, когда роль общерусского центра уже прочно приняла на себя Москва, - говорит он. - И тем не менее это вовсе не "провинциальная" летопись. Летописная традиция, представителем которой был монах Лаврентий, - общерусская. В зоне внимания автора летописи - вся русская история. В ней нет никакой региональной узости и местной замкнутости. Летописец мыслил общерусскими категориями, был носителем русского самосознания. То есть на ментальном уровне единство русских земель не исчезало и в эпоху раздробленности. Сохранение представлений о единстве стало одной из основ политического объединения Руси, произошедшего в следующем, XV веке. Лаврентьевская летопись - лучшее тому свидетельство.
Кстати
В истории Лаврентьевской летописи немало загадок. Ученые предпринимают попытки разгадать их.