- Сегодня льготой по оплате жилищно-коммунальных услуг пользуются специалисты разных направлений бюджетной сферы, но только в образовании она закреплена законодательно. Действующие закнормы дают возможность выделить педагогические кадры в отдельную категорию с определенным размером выплат. Однако действующий в Башкирии с 2014 года единый размер ежемесячной компенсации за жилищно-коммунальные услуги для всех бюджетников снизил его у учителей в два-три раза. Это затронуло 28 тысяч педагогических работников, - рассказал Раиль Газизов.
Он подчеркнул, что с 2014 года компенсация ни разу не индексировалась. Также представитель профсоюзной организации заметил, что в других регионах (к примеру, в Татарстане, Челябинской, Оренбургской, Свердловской, Саратовской областях) сельские учителя получают возмещение до 100 процентов затрат на оплату коммуслуг - около трех тысяч рублей. По мнению Газизова, увеличение суммы поддержки продемонстрировало бы, что власти региона заботятся о сельских учителях и ценят их.
Министр образования и науки Башкирии Айбулат Хажин признал, что это давняя "больная мозоль" ведомства.
- В свое время наши сельские педагоги получали компенсацию в размере 1200 рублей, но затем сумма была снижена до 600. Вопрос необходимо проработать с депутатами госсобрания Башкирии, мы обратимся к ним с предложением увеличить размер компенсации, ведь сумма в размере 600 рублей совсем не соответствует реальной экономической ситуации, - говорит чиновник.
Он отметил: этот шаг может стать дополнительным стимулом для молодых педагогов поехать на работу в село. Основная мера поддержки для них сегодня - это гранты, которые ввели в регионе еще в 2019 году. Так, в 2021 году по 690 тысяч рублей получили 100 учителей, а в 2022 году число получателей увеличат до 200. При этом нехватка педагогов ощущается в республике достаточно остро даже в городах.
Салават Сагитов, ректор Башгоспедуниверситета:
- Дефицит педагогов сейчас есть повсеместно, и проблема будет усугубляться и дальше. Ведь в ближайшие два-три года только в Уфе планируется построить семь новых больших школ, где будут учиться по 1,5 тысячи детей в каждой. Соответственно, необходимо подготовить для них 1200 новых учителей.
С другой стороны, у нас в республике ведут обучение по педагогическому профилю 13 средних профессиональных организаций, но все города и районы жалуются на дефицит учителей начальных классов. Это говорит о том, что муниципалитеты не занимаются должным образом целевой подготовкой кадров. Даже о своих студентах, обучающихся в педвузе, они вспоминают только накануне выпуска, в феврале-апреле, когда ребята уже нашли себе работу в столице или другом регионе.