В преддверии 8 Марта "РГ" рассказала о женщинах, делающих мир добрее

Судьбы обычных женщин оказались едва ли не интереснее, чем многих титулованных героинь.
Николай Гагарин

60 лет с сумкой почтальона

"Наша тетя Алла" - так по-семейному тепло называют на саранском главпочтамте самого опытного и заслуженного почтальона Адилю Мирзановну Карабдаеву. Трудно поверить, но на почте она проработала уже 60 лет и до сих пор каждое утро в любую погоду отправляется в путь по знакомому маршруту.

- Свой первый рабочий день? Конечно, помню - 16 февраля 1962 года. Семь классов окончила и пришла на центральную почту. Почему именно сюда? Так на завод не брали по возрасту. Мне же всего 15 лет было, - улыбается Адиля Мирзановна, привычно забрасывая на плечо толстую сумку с газетами, когда мы вместе выходим на ее участок. От предложения разделить ношу на двоих она решительно отказывается. - Да мне не тяжело, я привычная. Вот раньше, в советские годы, когда много периодики выписывали, моя сумка весила 16 килограммов. Сейчас такого, конечно, уже нет. Зато теперь стало больше заказных писем, а с ними - одна морока: расписаться, уведомление заполнить, номер паспорта указать...

За свой труд молодая почтальонка в то время получала 25 рублей. Но на жизнь никогда не жаловалась.

- Мне всегда всего хватало, - уверяет собеседница. - И никогда мыслей не было, чтобы работу сменить. Помню, в сортировку переводили - в письменную, в газетную - но я так и осталась в почтальонах: нравится мне с народом. На своем участке - а это четыре улицы - каждого знаю. За это время на моих глазах несколько поколений жильцов выросло. Конечно, люди разные, но со всеми удавалось находить общий язык. Я всегда говорю: мои клиенты - самые лучшие!

Наверное, именно такое отношение к жизни и есть секрет неиссякаемой энергии самого опытного почтальона Саранска. На улице тетя Алла до сих пор легко обгоняет молодых, а ключи от домофона к каждому подъезду безошибочно подбирает не глядя - на ощупь.

Остановившись у почтовых ящиков, она быстро раскладывает по ним извещения, заказные письма, свежую "РГ-Неделю".

- Вашу газету всегда спрашивают. У некоторых подписчиков даже соседи берут ее почитать, - говорит Адиля Мирзановна. - Раньше, конечно, работать было попроще - подъезды не запирались. А сейчас в каждом - замок, а то и два. Да еще заборов во дворах наставили, приходится обходить. А меня люди ждут. Особенно одинокие пенсионеры, инвалиды: для них почтальон - первый помощник. Часто просят принести продукты, разные нужные в хозяйстве мелочи. Если отгул или больничный возьму, тревожатся: "Тетя Алла, неужели на отдых уйти собрались?" - "Нет, - успокаиваю, - я вас не брошу".

Почему Лох совсем не плох

Семья горожан Кислиных, десять лет назад впервые побывав в селе Лох Саратовской области, влюбилась в это красивое место и осталась там жить.

У старшей дочери Марии Кислиной, как и у всей этой семьи, оказался не только редкий талант увидеть прекрасное и интересное в обыкновенном, но и еще более ценное качество - умение способствовать преображению окружающей действительности.

В Лохе уцелело старинное здание деревянной водяной мельницы, по-видимому, последнее в регионе. Маша занялась ее восстановлением. Сначала мельницу приводили в порядок стараниями волонтеров, потом к делу подключились региональные власти. Губернатор Валерий Радаев сделал первый взнос в организованный девушкой благотворительный фонд. Хотя провести полную реставрацию мельницы, как об этом мечтала Маша, не получилось, но здание отремонтировали и спасли от разрушения.

Благодаря усилиям Кислиных, их друзей и единомышленников, которых с каждым годом все больше, обыкновенное до поры до времени сельское местечко сделалось популярным туристическим направлением. А забавное название села превратилось в, можно сказать, модный бренд.

Маша Кислина с дочерьми у старой мельницы. Фото: Личный архив Марии Кислиной

На все это Маша не жалела ни сил, ни времени. Однажды встречать делегацию иностранных туристов - индейцев сиу из штата Дакота, ей пришлось в свадебном платье: Маша в этот день выходила замуж.

В селе появились аншлаги с обозначением местных достопримечательностей: водяной мельницы, пещеры разбойника Кудеяра, родников, сада неправильных скульптур. Построен культурный центр, мостик через ручей, деревянная купель над родником. Отремонтировали школу, а для учеников по грантам приобрели швейное и ткацкое оборудование, муффельную печь и гончарный круг.

Младшая сестра Маши Аня оказалась талантливым блогером и литератором, продолжателем традиций Василия Пескова и Константина Паустовского. На страничках в соцсетях, посвященных лоховской жизни, очень интересно читать ее заметки о природе и животных.

Хороший пример тоже бывает заразителен. Бывший главный архитектор Саратова Александр Кискин, сначала почти в одиночку, своими руками, а потом к нему подключились предприниматель Михаил Авилов и его друзья, восстанавливают в Лохе храм Михаила Архангела. Кстати, многие горожане-волонтеры обзавелись в селе домами.

А рядом с церковью высажен настоящий парк. Спроектировала его ландшафтный архитектор Юлия Бурова из местных пород деревьев и кустарников: яблонь, черемухи, спиреи, шиповника. В этом году, как рассказала Мария Кислина "Российской газете", планировалось продолжение работ в парке. А уже 5 марта в культурном центре Лоха должен состояться "круглый стол", в котором примут участие ученые и специалисты по озеленению и благоустройству малых городов и сел.

Чем рулят женщины?

Светлана Николаевна Косьмина всего два года работает водителем трамвая, но уже считается одним из лучших сотрудников Северного трамвайного депо Ульяновска. В минувшую пятницу она была награждена благодарственным письмом губернатора.

- Раньше у меня была профессия "сладкая": я работала на кондитерской фабрике в Самаре. Зато теперь профессия интересная. Так получилось, что семья переехала в Ульяновск. Сразу встала проблема трудоустройства. И тут вспомнила детскую мечту - стать водителем, как мой отец. Конечно, у электротранспорта своя специфика. Пришлось учиться. И вот я уже два года работаю водителем трамвая на четвертом маршруте. Пересекаю город с севера на юг и обратно. Бывают ли нервные ситуации в дороге? Конечно, куда же без них. Водители автотранспорта не спешат пропускать трамваи с пассажирами. Всякое бывает. Устаю? Конечно! Но греет то, что работа нужная. И то, что она просто нравится, и объяснить это трудно, - рассказывает она.

Вагоновожатый - профессия преимущественно женская, хотя в последнее время за трамвайный штурвал садятся и представители сильного пола. Впрочем, женщина - водитель общественного транспорта - чувствует ответственность за семью и "рулит" ею как положено. У Светланы - двое уже взрослых детей, сын и дочь. Вместе с мужем любит выбираться на природу.

- Что пожелать женщинам? Конечно, мирного неба и добра. Конечно, здоровья. Конечно, личного счастья. И детей, и внуков. Чтобы дом был полной чашей. А женщинам, которые выбирают профессию, скажу: приходите к нам!

"Главное в профессии водителя - не сойти с рельсов и двигаться правильным путем", - считает Светлана Косьмина. Фото: Алексей Юхтанов